Пожары, которых нет?
В Московской области начали гореть торфяники. Однако с огнем борются, в основном, сами жители и добровольцы-экологи. В МЧС этих пожаров не видят. Почему?
Подмосковные власти отказываются признавать торфяные пожары, которые уже начались в регионе. Так, жители и дачники Волоколамского и Лотошинского районов вместо того, чтобы праздновать День Победы, 9 мая тушили загоревшиеся торфяники между деревнями Шишково и Торфяное. Всего 44 очага.
Попытки дозвониться по телефону 112 ни к чему не привели. Четверых пожарных с машиной из Волоколамска смогли «вытащить» только представители Гринпис. Вместе с двенадцатью добровольцами потушили 25 очагов, но оставшиеся 19 продолжают дымить посреди леса. На пожарной машине туда не проехать. В коне дня гринписовцы передали пожарным карту с нанесенными очагами, координаты всех найденных тлеющих участков, порекомендовали ЦУКС Московской области потушить их с помощью мотопомп, тракторов и бульдозеров.
А дальше началось странное: ведомство даже не признало факт возгораний торфяников. Соответственно, не были приняты и необходимые меры. В чем причины такого непонятного поведения тех, в чьи должностные обязанности входит предупреждение чрезвычайных ситуаций, наше издание попыталось разобраться вместе с руководителем противопожарных программ Гринпис России Григорием Куксиным.
Напомним, что именно ложь и нежелание руководителей МЧС признавать и тушить торфяные пожары привели к катастрофе в 2010 году, когда целый месяц в Центральной России было сложно дышать из-за торфяного смога. Именно от непотушенных вовремя торфяных пожаров летом разгорелись леса, погибли десятки людей, сотни умерли преждевременно от опасного сочетания дыма и жары.
Ситуация в Центральной России проста: все крупные пожары начинаются с малых, говорит Григорий Куксин. И, к сожалению, торфяники уже начали гореть во многих областях – Ярославской, Смоленской, Брянской. Не только в Московской.
В чем причина ранних возгораний? «Сезон начался довольно рано, погодные условия плохие, воды накопилось очень мало, потому что зима была малоснежная. Следовательно, и пожароопасность высокая. К тому же, мы сталкиваемся с той же проблемой, что была в 2010 и 2002 годах, - считает эксперт. - В МЧС эти пожары не спешат признавать. А пока их не признают, то и не выделят необходимых финансовых и технических средств на их ликвидацию».
Представители Гринпис выявляют пожары и заставляют их признавать и выделять необходимое количество людей и техники. «Правда, в Московской области мы сталкиваемся с сопротивлением со стороны МЧС, - замечает Куксин. – И получается странная картина: местные жители сообщают нам о пожарах, мы информируем МЧС, машина приезжает, но как только мы уезжаем, так активная фаза борьбы с огнем почему-то прекращается. Пожар как был, так и продолжает гореть».
По мнению Григория Куксина, такая позиция МЧС Подмосковья связана с тем, что после пожаров 2010 года в регионе провели большие работы по обводнению. «И мы помним, как министр Пучков заявил, что проблема торфяных пожаров решена и что больше они не угрожают Москве и москвичам». После таких заявлений, говорит эксперт, ведомство вынуждено постоянно демонстрировать, что проблема решена. Главное – не исортить отчетность. «Но тем самым они сами себя загоняют в угол, - уверен г-н Куксин. – Они спасают отчетность тогда, когда уже надо спасать людей».
Странно, что, имея разнообразные соглашения с региональными властями, МЧС не предпринимает согласованных действий по предупреждению пожаров. Вспомним мартовско-апрельскую трагедию в Хакасии. По сути, ведомство Пучкова приехало на пепелище разгребать завалы вместо того, чтобы своевременно предпринять шаги по предотвращению беды. «Достаточно было вовремя, при первых сигналах, локализовать горящую траву – и людей, и дома можно было бы спасти, - говорит Сергей Куксин. – В Забайкалье тоже ситуацию скрывали, а потом разгорелось так, что не хватило никаких сил для тушения даже при переброске сотрудников и техники из других регионов».
Похоже, что и нынешняя ситуация в Подмосковье идет по аналогичному сценарию. Хотя надежды не повторить лето-2010 пока остаются. «Время еще не окончательно упущено, - считает представитель Гринпис, - еще можно потушить пожары на той стадии, пока есть вода и можно выделить не такое уж большое количество людей, чтобы обеспечить жителям региона нормальное, бездымное лето». Для этого пожары просто нужно признать. Но в МЧС дымящиеся торфяники в упор не видят.
Такую же пагубную позицию занимает и Правительство Московской области. «Ведь именно область потратила государственные средства на обводнение, - говорит Куксин, - поэтому ей приходится показывать благостную картину. С одной стороны, областные силы, конечно, работают, если говорить о пожарных подразделениях, но демонстрировать наличие самой проблемы область не готова».
Вот и получается, что есть люди, есть добровольцы, есть средства пожаротушения. Но у МЧС нет отчего-то желания видеть сами пожары и работать на опережение. Получается, что для ведомства Пучкова, да и для Андрея Воробьева, лакированная благополучная отчетность дороже жизней и здоровья людей. А, может, им просто нравится, когда нас с вами посещает красный петух. Времена ж нынче странные…