Судья по делу ЮКОСа стал претендентом на пост судьи ЕСПЧ от России
Минюст России завершил предварительный конкурсный отбор претендентов на пост судьи Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге.
Минюст России завершил предварительный конкурсный отбор претендентов на пост судьи Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге, который 1 ноября 2012 года в связи с окончанием срока полномочий покинет Анатолий Ковлер. В списке кандидатов оказался бывший судья по делу ЮКОСа в ЕСПЧ Андрей Бушев.
По данным «Коммерсанта», который ссылается на уполномоченного РФ при ЕСПЧ, замминистра юстиции Георгия Матюшкина, в ближайшее время президенту Дмитрию Медведеву будет представлен список из шести претендентов на пост судьи ЕСПЧ, в котором кроме Бушева фигурируют также судья Верховного суда по уголовным делам Ольга Ведерникова - профессор кафедры уголовного права Российской правовой академии Минюста и дочь судьи КС в отставке Николая Ведерникова, а также советник Конституционного суда и судья Международного трибунала ООН по Руанде Бахтияр Тузмухамедов. Свои кандидатуры претенденты выдвигали самостоятельно.
В феврале Медведев назовет троих финалистов, а в мае по рекомендации юридического комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и международной группы экспертов, в которую входит председатель КС Валерий Зорькин, депутаты ПАСЕ выберут нового судью от России.
По правилам судья ЕСПЧ избирается на девять лет и не может быть переизбран на новый срок.
Андрей Бушева, участвовавший в процессе по делу ЮКОСа в ЕСПЧ, является доцентом кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета, арбитром нескольких третейских судов, выпускником юридического факультета Ленинградского госуниверситета.
В сентябре 2011 года, когда Страсбургский суд вынес решение по делу ЮКОСа, временный судья от России в ЕСПЧ Андрей Бушев не поддержал его по ряду вопросов. В частности, он не согласился с решением о признании нарушения статьи 1 Протокола номер 1 к Европейской конвенции (защита собственности) касательно сроков давности наступления налоговой ответственности, а также действий по исполнению вынесенных судами решений в отношении ЮКОСа.
ЕСПЧ, напомним, счел незаконными налоговые претензии за 2000-2001 годы в части, касающейся наложения штрафов и подсчета их размеров, так как, по мнению ЕСПЧ, в 2005 году были изменены сроки давности по статье 122 Налогового кодекса РФ, что привело к взысканию с ЮКОСа удвоенных налоговых штрафов. Все остальные налоговые претензии к компании суд признал законными.