Чиновников уравняли. В безнаказанности
Громкое дело о взятке, в котором замешаны бывшие руководители Ленинского района Подмосковья, грозит развалиться окончательно. Судьи, давшие чиновникам условное наказание, могут простить им и 950 млн рублей штрафа
Самый крупный штраф в истории России, присужденный чиновнику за взятку, похоже, останется лишь набором цифр в тексте приговора суда. 950 млн рублей, которые первоначально должен был выплатить бывший замглавы администрации Ленинского района Подмосковья Лев Львов, могут либо «снять» с преступника, либо уменьшить до чисто символического размера.
Произошло это потому, что уголовное дело в отношении Львова и его сообщника Игоря Комарова отправлено на…новое рассмотрение. Само «дело Львова» длится с осени 2011 года. Именно тогда чиновник, курировавший в райадминистрации вопросы строительства, сначала запросил с компании «Бэлкомсат» продать со скидкой 75% две квартиры в новостройке. Одна квартира предназначалась секретарю Львова, Юлии Беляевой, другая – новому прокурору Видного и Ленинского района Сергею Бычкову. Это была плата за разрешение на ввод дома в эксплуатацию.
Однако аппетиты Львова росли очень быстро и, помимо квартир, он попросил бизнесменов перевести 1 млн USD в пользу Общественного фонда «Содействие» - по сути, легализованной площадки для сбора «дани» с местных деловых кругов. Руководил фондом Комаров. Именно в момент передачи денег и произошло задержание.
В сентябре прошлого года суд города Видное признал Львова и Комарова виновными в вымогательстве взятки, хотя первоначально судьи квалифицировали их действия как… мошенничество в особо крупной размере (часть 4 с.159). Однако наказание оказалось неожиданно мягким – четыре года условного лишения свободы для Львова и три года для Комарова. Затем Мособлсуд переквалифицировал дело на 290 статью УК РФ («Получение взятки») и присудил обвиняемым беспрецедентные по объемам штрафы – 950 и 500 млн рублей соответственно. Как заявил нашему изданию директор НИИ проблем коррупции Сергей Сапронов, это дело, попавшее «в топ-10 наибольших штрафов за преступления коррупционной направленности, одновременно, скорей всего, попадет и в топ-10 неисполняемых, неработающих приговоров суда с так называемыми «кратными штрафами». Почему в случае Львова речь идет о таком маленьком сроке, надо спрашивать у судьи либо прокурора, отметил он.
Но теперь дело может развалиться окончательно. Мособлсуд вынес определение: приговор по штрафам отменить, а дело вернуть на новое рассмотрение. Вполне вероятно, что новое решение уда окажется еще более мягким и Львов сможет окончательно уйти от ответственности.
Впрочем, считает Сергей Сапронов, «дело Львова» вряд ли можно рассматривать как знаковое. Таких случаев по стране много, говорит эксперт. «Этот случай показателен с точки зрения оценки, насколько у нас в стране не прижилась попытка декриминализовать отдельные, в том числе коррупционные статьи УК РФ, предпринятая в период президентства Дмитрия Медведева», говорит он.
Напомним, что 17 мая 2011 года в России вступил в силу закон, устанавливающий ротацию взяток и вводящий соответствующие величине мзды кратные штрафы. Согласно этому закону, взятка от 150 тысяч до миллиона рублей относится к категории «крупных». Максимальная санкция по статье «Получение взятки в крупном размере» - 12 лет заключения, а также грозил штраф в размере от 70-кратной до 90-кратной суммы взятки. Однако на практике суды зачастую необъяснимо либерально относятся к чиновникам-взяточникам самых разных уровней. Вот лишь несколько примеров.
Так, в октябре 2012 года Пресненский райсуд Москвы вместо многомиллионного штрафа дал 4 года условно экс-начальнику управления экономики и финансов Росприроднадзора Назипу Абдуллаеву. В том же 2012 году Верховный суд России уменьшил на 30% сумму первоначального штрафа экс-главе администрации Быковского района Волгоградской области Николаю Чеванину.
В мае 2013 года суд Санкт-Петербурга приговорил двух чиновников администрации Рахьинского городского поселения Александра Саморукова и Елену Статкевич к уплате 320 млн и 280 млн рублей соответственно. Но затем по ходатайству чиновников штрафы сильно снизили: Александр Саморуков остался должен 55 млн рублей, а Елена Статкевич оказалась вообще нисколько не должна.
Но как же тогда быть с соблюдением закона и государственного интереса? По мнению Сергея Сапронова, «сейчас адвокаты сделают все, чтобы максимально снизить ущерб для клиента, но и правоохранительные органы должны защитить этот интерес. Однако глядя в целом на ситуацию в Видном, где и глава, и замглавы проходят по коррупционным делам, можно предположить, говорит эксперт, что правоохранители еще не выявили и не искоренили полностью опутавшие район коррупционные схемы
А пока приходится констатировать, что многомиллионные штрафы, налагаемые судами на чиновников-взяточников, чаще всего остаются на бумаге. Даже генпрокурор Юрий Чайка привел в конце прошлого года неутешительную статистику: коррупционеры-штрафники в целом приговорены к выплате 19 млрд рублей, а реально отдали государству на три порядка меньше - 19 миллионов! То есть большинство из 3,6 тысячи осужденных коррупционеров остались безнаказанными. И неужели останутся таковыми?