«Шведский» привет Шойгу от Сердюкова
Военное ведомство под руководством Сергея Шойгу реализовало проект, озвученный в 2011 году Анатолием Сердюковым. В декабре должен завершиться эксперимент по изменению системы питания военнослужащих. Солдат ждут 1400 столовых самообслуживания (или, по-современному, «шведский стол»). Что их там ждет на самом деле?
«При организации питания данным способом предлагается предусмотреть приготовление не менее двух первых блюд, трех холодных закусок или салат-бара, трех мясных (рыбных) блюд, трех гарниров, пяти видов соков или трех видов компотов (морсов) из сухофруктов (ягод)», - говорят рекомендации Минобороны.
Кроме того, в казармах оборудуют 5,7 тысяч чайных комнат с 26 тысячами чайников.
Для мам солдат-срочников это, конечно, радостная новость. Но у меня, честно отдавшего родине два года еще в Советской Армии, есть некоторые сомнения. Не в том, что к солдату нужно относиться по-человечески, а в том, что мы все равно получим второе издание «Оборонсервиса».
Вопрос финансирования оставляем в стороне. Затраты на питание 1 человека в день увеличились практически в 2 раза и составят теперь порядка 220-230 руб. Но в связи с увеличением бюджетных ассигнований на оборону эта проблема решаема.
Далее. Как быть с составом и пищевой ценностью предлагаемого меню? Ведь эти параметры всегда разрабатывались исходя из необходимости восстановления работоспособности бойца при тяжелых нагрузках. Смогут ли горошек с кукурузой и прочим «силосом» обеспечить это? Или скоро будет, как в «Белом солнце пустыни» - «опять икра… хлебушка бы».
И как быть с принципом «шведскости»? Беру столько, сколько захочу? А лишний вес не появится? Отсюда же вытекает вопрос, сколько чего готовить. Если сто военнослужащих, то сто котлет и сто кусков рыбы на второе, для выбора? Или как? Половина, получается, уйдет в отходы?
Понятно, что в других армиях эта система отстроена уже давно. Но, учитывая специфику хозснабжения и распределения продовольствия в нашей армии на уровне войсковых частей, думаю, потребуется очень много времени на отладку «шведского» питания.
Совершенно очевидно, что в полный рост встанет и проблема коррупционной составляющей при снабжении. С 2014 года поставками в т.ч. и продовольствия будет заниматься Рособоронпоставка. По сути, она заменит собой ОАО «Оборонсервис». Портфель заказов будут формировать генералы, а Рособоронпоставка будет подбирать фирмы, готовые поставить нужную продукцию. Как подбираются и, главное, как выигрываются государственные тендеры, всем известно.
Как заявил зам руководителя Рособоронпоставки Михаил Иванов, «из объявленных в текущем году торгов заключением контракта завершились 74 процента процедур. Не состоялось более 230 процедур на сумму более 26 миллиардов рублей». Где-то сорвали сроки, где-то не смогли выполнить, а где-то, видимо, просто «не договорились».
Так что замещение сердюковской структуры Рособоронпоставкой совершенно не гарантирует ни качественного исполнения Гособоронзаказа, ни исключения коррупционных схем, тем более в условиях роста финансирования ГОЗ в 2014 году на 25% по сравнению с 2013-м.
Но, честно говоря, на фоне сообщения о чайных и отдельных поддонов с зеленым горошком хотелось бы услышать информацию о том, как ведомство Шойгу переоснащает мотострелковые войска? А там из 5000 БМП-2 половина нуждается в серьезном ремонте. И реальные перспективы мотострелков не понятны. Двухэтапная модернизация этих машин, заявленная Главным автобронетанковым управлением, не предусматривает затрат на переподготовку личного состава – а она неизбежна. Снова не подумали?
Накопилась масса вопросов и к качеству боеприпасов для стрелкового оружия, выпускаемых, например, в Ульяновске и Барнауле.
Непонятны, на самом деле, и реальные сроки выполнения проекта по базе «Армата». Заявленные 16 машин в 2014 году (на фоне примерно 2800 танков, имеющихся сейчас на вооружении) – это, согласитесь, подойдет разве что для армии Уганды (там в строю 20 танков).
Вот эти бы вопросы решить ведомству Шойгу – цены б ему не было. А пока мы видим, что Минобороны резко усиливает pr-составляющую.
Обычно за репутацию у нас начинают бороться, когда дела плохи. И, может, через год-другой обществу подкинут очередного «сердюкова», поставлявшего сливочное масло для «шведского стола» рублей по 900 за килограмм.