Премьер открыл избирательную кампанию
Валдайский клуб заставил Владимира Путина признаться в планах на 2012 год
В конце прошлой недели Владимир Путин встретился с участниками международного «Валдайского клуба» – ведущими отечественными и западными экспертами. Инициатива премьера выглядела важной: глава правительства явно не хочет прерывать традицию, сложившуюся за годы его президентства. Участники мероприятия не остались разочарованы. Путин с подкупающей откровенностью поделился с ними планами на будущее, в том числе – на 2012 год.
Любопытно, что на сайте Белого дома была размещена стенограмма только начала встречи политологов с Путиным. Самый главный вопрос, заданный директором Института российских и азиатских программ Института мировой безопасности в США Николаем Злобиным – о планах главы правительства на 2012 год, – в тексте отсутствовал. То есть правительство не тиражирует разговора с экспертами, происходившего за закрытыми дверями, без журналистов.
Злобин напомнил Путину о конкуренции с Дмитрием Медведевым на последних президентских выборах. И премьер ответил: «А мы разве конкурировали в 2008-м? Вот и в 12-м конкурировать не будем. Мы договоримся, потому что мы люди одной крови и одних политических взглядов».
Лексика премьера не оставляет сомнений: Владимир Путин действительно не собирается конкурировать с кем бы то ни было. И уж тем более – со своим протеже. «Мы договоримся» – формула, показывающая отсутствие сомнений в том, что он хочет остаться главной персоной в отечественной политике. Но одновременно и продолжающиеся раздумья о своей будущей роли на политической арене. Путин демонстрировал на Валдае: несмотря на кризис, он чувствует себя весьма свободно и комфортно в роли председателя правительства.
Вероятно, кризис, окончание которого в последнее время неустанно предрекают члены правительства, по мнению экспертов, еще больше укрепил популярность Путина. Во всяком случае, разговоры о том, что безработица и экономический спад повлияют на популярность премьера, явно потеряли актуальность.
Кстати, уже не первый раз громкие заявления премьера звучат в момент широкого обсуждения очередной президентской инициативы. Накануне валдайских откровений Путина вышла статья Дмитрия Медведева, вызвавшая широкий отклик. Можно вспомнить и о недавнем визите в Россию Барака Обамы, тогда Владимир Путин неожиданно провел встречу с байкерами, и живописный вид «ночных волков» составил конкуренцию репортажам о президентском мероприятии.
Кстати, как сообщил источник, близкий к администрации президента, путинская фраза об «одной крови» и о том, что тандем «договорится» между собой, еще год назад гуляла по коридорам Кремля. Поэтому важно отметить: надежда на то, что президент станет самостоятельной фигурой, пока не оправдывается – договоренности относительно функций первого лица государства продолжают действовать в том же формате, что и перед президентскими выборами 2008 года. Медведев остается преемником. Это подтверждают и эксперты.
По мнению главы Центра изучения элит Института социологии РАН Ольги Крыштановской, Путин искренен: «Он не сделал вид, что безличный политический механизм сам решит проблему будущего президентства. Все решат лидеры. Выдвинется, предположим, один Медведев. А Путин еще один срок пропустит... Я думаю, что это самый маловероятный вариант. 5% за то, что Медведев один выдвинется на шестилетний срок нового президентства. Заметим: во всех СМИ, которые контролирует государство, идет дозированная информация о них обоих – чтобы складывалось ощущение, что это тандем.
Однако, замечает собеседница, за Путиным стоит партия, а за Медведевым – нет: «На выборах это чрезвычайно важно, потому что партия – это все-таки избирательная машина».
Важным выглядит и ответ Путина на другой вопрос экспертов: «Фундаментальные основы политической и экономической системы России полностью соответствуют мировым стандартам. Если мы возьмем политическую систему, то это выборность, это реальная многопартийность».
С премьером не может согласиться Николай Злобин: «С формальной точки зрения у России есть институты, которые есть на Западе и которые являются обязательными. Другое дело, что наличие институтов не является гарантией того, что они работают, как на Западе. И, конечно, в России нет ни одной реальной политической партии. Выборы, которые проходят в стране, не отвечают никаким мировым стандартам. Как Медведев стал президентом, проведя формально полдня своей предвыборной кампании? Его речь в Красноярске была хорошая, но это не предвыборная кампания с точки зрения западных стандартов. Тот же Барак Обама два года ездил по стране, уговаривая избирателей голосовать за себя, собирая тысячи людей на митинги...»
Ольга Крыштановская тоже считает, что премьер выдавал желаемое за действительное: «В сталинский период говорилось, что у нас самая демократическая в мире Конституция. И от этих слов демократии больше не становилось. Формально у нас и Конституция, и политическая система действительно отвечают этим требованиям, но реально не совсем так, потому что к выборам есть вопросы. Механизм отсева оппозиционных партий достаточно сомнителен, подписи забраковывают и т.д. – есть такое ощущение у многих людей, что давит власть. Данные последнего опроса показывают, что телевизионный эфир неправильно распределен. Нет паритета между представлением партий и отдельных кандидатов. Не хватает прозрачности, честности системы, чтобы все признали ее демократической».
«Финансовая система РФ, – заявил премьер на Валдае, – действует по базельским принципам и очень либеральна. Мы практически сняли все ограничения по движению капитала. Мы приняли фундаментальные законы, касающиеся прав собственности. Мы приняли закон, касающийся частной собственности на землю, чего в России вообще никогда не было». С этим его тезисом не согласен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин: «Собственность на землю в России до революции была. И частная собственность помещиков на землю, где можно было продавать, дарить. Может, под нашей страной он имеет в виду только СССР, а не Россию. Речь Путина в целом, даже по стилю видно, направлена на внешнее потребление: мы круче всех, мы молодцы, а кто нас критикует или не любит, тот дурак. Но простое заявление о том, что мы приняли законы, которые защищают собственность, в качестве иллюстраций того, что у нас эта собственность есть и работает, – это недоразумение. Потому что у нас работают не все принимаемые законы, и Путин, и Медведев много раз сами же об этом говорили.
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов заявил, что он рассматривает рассуждения Владимира Путина о президентских выборах 2012 года как своеобразный ответ Дмитрию Медведеву. «Что такое его статья «Вперед, Россия!»? Это ведь не какое-то послание президента, а настоящий предвыборный манифест. После этого и встал вопрос – если новую стратегию развития страны предлагает Медведев, то кто тогда такой национальный лидер Путин? И остается ли после этого он национальным лидером?». По мнению Обухова, Путин своим заявлением перед «Валдайским клубом» «уже сейчас сделал Медведева фактически хромой уткой». Поэтому, не исключает он, «и не придется ждать трех лет до выборов, потому что уже сейчас политическая элита может начать переориентацию с Медведева обратно на Путина». Депутат-коммунист затруднился ответить, что будет дальше с взаимоотношениями внутри тандема, отметив лишь, что «избирательная кампания началась как-то очень рано». Обухов предположил, что во всем виноват кризис, заставляющий политиков уже сейчас определяться с будущей избирательной кампанией.
А бывший депутат Алексей Митрофанов, сейчас ставший одним из видных функционеров партии «Справедливая Россия», наоборот, уверен в том, что как раз кризис и способствует укреплению тандема. «Если бы все было в экономике хорошо, у Медведева, может быть, и появился соблазн начать что-то самостоятельное. Но сейчас зачем ему надо оставаться одному перед лицом кризиса? Так же как и Путину, которому тоже неинтересно отвечать за страну в одиночку». Поэтому, настаивает Митрофанов, никакого раскола в тандеме не будет, «все решится в дружеском тоне, никакой схватки между Медведевым и Путиным не может быть, она никому из них не нужна». Он, кстати, полностью поддержал Путина, который сказал, что решения будут приниматься ближе к 2012 году, потому что «в России длинные договоренности, как правило, не выдерживаются – слишком резко меняется ситуация». При этом Митрофанов раскритиковал Запад и особенно российскую оппозицию, которые ставят на разрыв отношений в тандеме. «Нашим оппозиционерам стоило бы не ругаться друг с другом, а начать искать альтернативного обоим питерцам кандидата. А пока они бегают вокруг тандема и надеются, что Медведев отколется, это просто свидетельствует и о полном непонимании ими расклада сил, и об их нежелании делать что-то конкретное».