Инфляция ставит мат в три хода
Центробанк готовит рублевую интервенцию
Что рост цен в России становится политически опасным, набирая обороты как раз по мере приближения думских, а потом и президентских выборов, убеждать никого не надо. Казалось бы, власть должна сделать все, чтобы притормозить инфляцию. Но сенсация в том, что происходит прямо противоположное.
Вчера сначала зампред ЦБ Константин Корищенко, а потом вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин сделали весьма любопытные заявления. Суть: ЦБ впервые собирается конвертировать рублевые средства Стабфонда в иностранную валюту не келейно, как это делалось до сих пор, когда подобные сделки производились на бумаге по текущему курсу ЦБ, а на рынке. Кудрин заявил: сделка "будет осуществляться на открытом рынке и, по сути, она может влиять на рынок". Формально рубли, обернувшись долларами и евро, должны тут же уйти с российского рынка, но Кудрин прав, без последствий не обойдется, в том числе инфляционных. И это только один ход в трехходовке инфляции.
В конвертации Стабфонда на открытом рынке руководитель проекта национального развития, экс-директор департамента иностранных операций ЦБ Андрей Черепанов видит не только инфляционные риски. «Это необычная операция, и выводить ее на открытый рынок ни в коем случае нельзя. Это будет сильно колебать валютный рынок, причем все будут зависеть не от тех или иных экономических факторов, а в большей степени от решения чиновников Минфина», - уверен Черепанов. «Такая схема позволит неплохо зарабатывать на инсайде либо самим чиновникам, либо банкам, через которые будут проводиться операции», - считает эксперт.
Если же вернуться к инфляции, то официально ее взбунтовали (в октябре индекс роста цен составил забытые с 2000 года 1,6%) выросшие цены на мировом рынке продовольствия. Так говорят первый вице-премьер Дмитрий Медведев, министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина, Росстат. Ирония в том, что Алексей Кудрин публично ставил на первую ступень инфляционного пьедестала монетарный фактор. Он рассуждал так: рывок цен произошел в начале второго полугодия 2007 года не потому, что в Китае или Африке стали больше есть, а потому, что в первом полугодии в России наблюдался рекордный приток иностранного капитала ($69,6 млрд, по оценке ЦБ), который, обернувшись в рубли, и вызвал всплеск цен сентября - октября. И теперь тот же Кудрин благославляет новые рубли на российском рынке.
Объяснение происходящему вчера дал Константин Корищенко. Он связывает конвертацию средств Стабфонда на открытом рынке с необходимостью "улучшения ситуации с ликвидностью". Другими словами, когда в августе - сентябре под влиянием ипотечного кризиса в США капиталы стали уходить с рискованных рынков, в том числе и российского, отечественные банки столкнулись с нехваткой ликвидности и ужесточением условий получения кредитов на Западе. Хотя теперь, по официальной версии, иностранные капиталы возвращаются в Россию, власти все равно накачивают денежное предложение, боясь банковского кризиса.
Ход первый - готовящаяся конвертационная сделка на открытом рынке. Ход второй - уже происходящее размещение временно свободных бюджетных средств на счетах коммерческих банков, которое, по признанию Корищенко, будет расширяться. Это и есть разогрев монетарного фактора.
Ход третий - размягчение бюджетной политики. Дума увеличила расходы федерального бюджета на 2007 год на 1 трлн рублей, что дополняет происходящий переток средств Фонда национального благосостояния в уставный капитал учреждаемых госкорпораций.
За радостное будущее инфляции можно не беспокоиться.