«Наш край», ты чей?
Ставропольский губернатор Владимиров тратит на издание восхваляющей его газеты неучтенные деньги
Роскомнадзор мышей не ловит
В середине апреля 2019 года губернатор В.В.Владимиров встретился с президентом Путиным и попросил главу государства о поддержке его на выборах губернатора в этом году. Фактически слова Президента дали старт выборной компании губернатора Владимирова несмотря на то, что до ее официального объявления на Ставрополье было еще больше месяца.
Сразу после трансляции по телевидению долгожданной для губернатора Владимирова встречи начала издаваться газета «Наш край» – огромными тиражами, заваливая бесплатными рекламными газетами почтовые ящики населения в городах и селах Ставрополья.
Первый номер вышел в начале мая. Газета цветная, в ней 12 страниц – и на каждой – портрет губернатора Владимирова, а на некоторых и по два его портрета. На титульном листе – большой портрет Путина и надпись «Президент доверяет».
Типография, где печаталось это издание, в нарушение требований Роскомнадзора, не указана. Указан тираж – 30 тысяч экземпляров, хотя, по всему, в разы больше. Газета, что удивительно, нигде не зарегистрирована в качестве СМИ.
Использовать изображение президента в агитационных материалах (с надписью «Президент доверяет») разрешается выборным законодательством только при наличии согласия на это самого президента, да и то, во время рекламной компании в СМИ в сроки, установленные выборным законодательством.
Журналисты регионального СМИ «Открытая. Для всех и каждого» обратились в управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу сразу после выхода первого выпуска газеты «Наш край».
Пока они ждали ответа, в свет вышло три выпуска незарегистрированной агитки, беззастенчиво прославляющей губернатора Владимирова. А это значит, что у его команды есть деньги на полное финансирование не только бумаги и типографского станка, но и авторов. Почему в нарушение выборного законодательства такие материалы публикуются до создания предвыборного фонда кандидата?
Как относятся в управлении Роскомнадзора по СКФО к выпуску огромными тиражами нигде не зарегистрированной газеты, я спросила его руководителя Дмитрия Поляничева на состоявшемся недавно Инфоруме в Ставрополе, организованном Союзом журналистов России. В зале были журналисты всего края, в президиуме, кроме московских гостей, сидел Игорь Бабкин, замруководителя аппарата Правительства Ставропольского края, но на мой вопрос Поляничев так и не ответил. Да и Бабкин, как посвященный в таинства предвыборной программы губернатора, ничего не сказал.
Кому светит «Белый маяк»?
Издает этот губернаторский вестник «Наш край» (без номера, но зато с указанием месяца и года) некое АНО «Белый маяк». Зарегистрировано в Ставрополе по домашнему адресу учредителя Манежной Ирины Владимировны. Существует всего лишь с 17 января 2019 года, то есть создано специально под выборную компанию. Ни в каких госзакупках по информационной политике краевого правительства это АНО не участвовало. Возникает вполне резонный вопрос: откуда у них деньги на такие многомиллионные проекты? Может, это черный нал, свидетельствующий о коррупционных связях губернатора Владимирова?
Поскольку вместо выходных данных ссылка – «Информационный бюллетень общественной организации АНО «Белый маяк», задумаемся, с чего бы это неведомо откуда взявшиеся «общественники» принялись бы так усердствовать в нагнетании темы супер-пупер губернатора Владимирова, какие у них мотивы?
Манежная Ирина Владимировна, единственный учредитель АНО «Белый маяк» ранее была индивидуальным предпринимателем и жила по соседству со Ставрополем в городе Михайловске, представляла интересы одной из зерновых компаний Кубани, занималась продажами, в интернете сохранились объявления о продаже ею элеватора за несколько миллионов долларов.
АНО «Белый маяк» с основным зарегистрированным видом деятельности по организации образовательных мероприятий для дошкольников, как видим, с легкостью совмещает и политическое «образование» вполне себе совершеннолетних граждан.
С 2009 года Манежная работала в Иркутском МЧС, начинала с рядового сотрудника пресс-службы, а уже через три года стала руководителем отдела по пропаганде МЧС Юга России.
Если проследить «географию полетов» ее трудовой биографии, то удивительным образом она будет совпадать с основными карьерными передвижениями начальника Главного управления МЧС по Ставропольскому краю генерала Иваницкого Александра Николаевича, который был в одно время с Манежной в Иркутске, работал начальником управления Сибирского регионального центра МЧС России. В это же время, до 2009 года включительно, в Иркутске работал главным инженером в «Верхнечонскнефтегаз» и наш Владимир Владимиров.
А в марте 2013 года Александр Иваницкй назначен на должность начальника Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю. Владимир Владимиров пришел в край работать в качестве исполняющего обязанности губернатора тоже в 2013 году. Неслучайное совпадение?
Пляжный экстрим с уголовными последствиями
Но что могло связывать Владимирова со структурами МЧС? Оказалось, что наш губернатор – большой любитель экстремальных ситуаций и создает различные общественные организации из таких же любителей экстрима, как и он. Вот, например, был он учредителем региональной общественной организации (РОО) «Федерация мини-пляжного водного поло на Ямале».
Организация была создана в 2011 году, когда Владимиров был уже первым заместителем губернатора ЯНАО, и судя по сему, главным «запевалой» среди любителей пляжного спорта был именно он. Среди учредителей этой региональной общественной организации кроме Владимирова еще пять ямальских депутатов-единороссов регионального и муниципального уровней, в числе которых двое спортсменов – Юрий Чалый, президент Совета боевых восточных единоборств Ямала, и мастер спорта международного класса по пауэрлифтингу Иваницкий Александр Александрович. Почти полный тезка нашего Ставропольского генерала МЧС Иваницкого (не родственники случайно?).
Чем могли заниматься эти «экстремалы» на Ямале? Скидывались в общак, нанимали самолет и летели к южному морю, чтобы в пляжный волейбол поиграть? Не бедные все, могли себе позволить… Жаль объема и источников «членских взносов» в эту общественную организацию в открытом доступе не найти. Организация ликвидирована летом прошлого года, губернатор Владимиров не выходил из числа ее учредителей до самого конца.
А руководил обществом все это время до самой его ликвидации Клят Юрий Яковлевич, который в 2013 году был судим за мошенничество в особо крупных размерах (ч. 3. ст. 159 УК РФ), позже его преступление было переквалифицировано на растрату при исполнении должностных обязанностей (ст. 160 УК РФ). Данных о том, что он был руководителем каких-то других организаций, в федеральных реестрах нет. Значит, все эти особо крупные размеры происходили от пляжного спорта.
То есть, у нашего губернатора Владимирова, известного на Ставрополье своим «токсичным» окружением, многие из которого оказались за решеткой, тяга к людям с криминальными наклонностями сохранилась еще с Ямала.
И при чем тут пляжный спорт? Для того, чтобы выводить из бюджета деньги?
Куда долетают «Крылья Арктики»?
Еще одна общественная организация, в которой числится учредителем наш губернатор Владимиров – РОО «Федерация легкомоторного спорта и легкой авиации «Крылья Арктики». Организация создана в 2011 году в ноябре, в бытность Владимирова первым заместителем губернатора ЯНАО. Создана как будто специально для тех любителей пляжного спорта, которые на теплых южных пляжах в волейбол играют.
Сегодняшний директор – Зинченко Степан Анатольевич – возглавляет Салехардский центр молодежи, занимается, как и его коллега-учредитель из пляжного общества, пауэрлифтингом. Среди учредителей – Ермаков Александр Павлович, на сегодняшний день сенатор и член Совета Федерации от законодательного собрания ЯНАО. Еще один учредитель – Александр Иванович Щербинкин возглавляет региональную общественную организацию «Вертолеты Ямала». А также Щербинкин директор фирмы, занимающаяся телефонизацией и электросвязью «Сигмател».
Что нам в этой общественной организации «Крылья Арктики» может быть интересно?
Вот такой любопытный факт: в марте 2017 года Владимиров и еще трое Свидлов, Шпилевой, Щербинкин вдруг одновременно вышли из состава учредителей. Но нам это было бы совершенно не интересно, если бы в январе прошлого года (26.01.2018) они тем же составом не вернулись вдруг в «Крылья Арктики» в том же качестве. В этот раз к ним, правда, прибавился некий Александр Владимирович Кашин, владелец ямальской туристической компании «Лукоморье».
Цепляет внимание и еще один эпизод: подобный заход в учредители двух бизнесменов – Болдашевича Александра Евгеньевича (бизнесмен из Новосибирска, который занимается автоклинингом), и Павлычева Михаила Вячеславовича (руководит рыболовецким крестьянско-фермерским хозяйством в Салехарде). Эти товарищи вошли в «Крылья Арктики» 15 июня 2018 года, а вышли из них о 28 сентября 2018 года. Все эти «входы-выходы» очень похожи на какую-то хитроумную схему по выводу денег. Может быть, правоохранителей это обстоятельство заинтересует?
Сколько стоит полетать над Арктикой?
Кстати: что нужно общественной организации для того, чтобы выводить деньги из бюджета? Думаете, они могут только получать гранты? Гранты для многих высокопоставленных общественников с их админресурсом – это сущие копейки. Общественная организация с высокопоставленными учредителями может просто оказывать какие-то «услуги» и получать за это бюджетные деньги…
Но при чем тут МЧС, скажете вы.
Но вот тут начинается самое главное. Услуги, предоставляемые «Крыльями Арктики», это охрана лесов от пожаров – авиационное патрулирование лесного фонда. Борьба с пожарами, мы знаем, в чьем ведомстве находится. В МЧС!
Так вот, на это самое патрулирование Департамент природных ресурсов ЯНАО выделил «Крыльям Арктики» только в 2018 году около 77 миллионов рублей. Причем выделять начал задолго до начала этих самых пожаров:
21.02.2018 – 25 000 184 руб.
19.04.2018 – 3 240 000 руб.
31.05.2018 – 2 754 000 руб.
05.07.2018 – 29 025 000 руб.
07.08.2018 – 6 770 250 руб.
24.08.2018- 10 125 000 руб.
Казалось бы, откуда столько лесов за полярным кругом, там ведь практически одна тундра? Посмотрите сами фото природы Ямала. Леса, деревья, если и есть, растут реденько-реденько, то есть, если и случится пожар, то распространение его будет довольно ограниченным – от соседнего дерева загораться не будет.
Отзывы местных жителей к публикациям о пожарах 2018 года звучат с недоумением: «А почему в соседней Тюменской области нет пожаров, а на Ямале каждый год?»
Сегодня, спустя год, находясь далеко от Ямала, мы не можем сказать, так ли нужно было к патрулированию лесов привлекать не специалистов, которые занимаются той же работой за государственные деньги и на государственных самолетах, а какую-то общественную организацию, осуществляющую так называемое «патрулирование» на общественных началах.
Но в прошлом же году оценку лесным пожарам на Ямале давали и специалисты, руководители тех самых госкомпаний, осуществляющих авиапатрулирование.
В самый разгар прошлогоднего пожароопасного сезона руководитель федерального учреждения «Авиалесоохрана» Виталий Акбердин, прибывший на Ямал с рабочей поездкой, заявил, что федеральная служба, «в рамках существующего соглашения», готова предоставить Ямалу сотню своих специалистов, но, по его словам, такой необходимости в регионе на сегодня нет.
Как сообщали ямальские СМИ по итогам летнего сезона прошлого года на территории Ямало-ненецкого автономного округа было зарегистрировано 87 природных пожаров на площади 929,7 гектаров. Много это или мало?
Все познается в сравнении. В этом году на Ставрополье только в Петровском районе незапаханными и незасеянными остались около 3-х тысяч гектаров земли, в Андроповском – около 8 тысяч гектаров. И это только то, что известно автору.
Вот где раздолье для «Крыльев Арктики»!
Почему ямальцев активно трудоустраивают на юге?
Если судить по названию ямальского природоохранного департамента (Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса), то, оказывается, наше Российское министерство природных ресурсов и экологии – отнюдь не невинное пристанище «зеленых», как мы привыкли себе его представлять. И если развитие нефтегазового комплекса входит в функционал и всего российского министерства, то абсолютно объяснимым становится появление на посту федерального министра экологии и природных ресурсов, большого друга В.В.Владимирова, бывшего ямальского губернатора Дмитрия Кобылкина (назначен на должность министра в мае прошлого года).
Теперь становятся объяснимыми и действия губернатора Владимирова в сфере по обороту за твердыми коммунальными расходами Ставрополья. Оттеснив с рынка оборота ТБО крупные компании, занимавшиеся на Ставрополье вывозом, сортировкой, переработкой и хранением мусора десятки лет, Владимиров отдал этот бизнес людям, которые договаривались лично с ним (в обиходе это выражается термином «подгреб под себя»). Вы не знаете, для чего это было ему нужно?
В прошлом году ямальские СМИ сообщали, что нефтегазовое предприятие «Муравленковскнефть», которое возглавлял Владимиров до ухода на государственную службу, в связи с нерентабельностью добычи нефти и газа, подлежало реорганизации. В таких случаях всегда высвобождается нефтяной менеджмент. А что с ним делать?
Думаю, что именно поэтому ямальско-нефтегазовое и природоохранное лобби вытесняет потихоньку нашу местную северокавказскую газовую мафию с топливного рынка Юга России, чтобы ямальским газовым чиновникам занять освободившиеся места. Попутно вытесняя местных и из всех бюрократических кресел Ставрополья.
Почему выборы становятся чрезвычайной ситуацией, равносильной пожару или потопу?
Вернемся к рекламной предвыборной газетке «Наш край». После журналистского Инфорума и заданных вопросов руководителю управления Роскомнадзора по СКФО Дмитрию Поляничеву, буквально на днях вышла еще одна газета «Наш край», четвертая по счету.
Тираж у нее уже 300 000 экземпляров, отпечатана в типографии в ООО «Аутдор групп» в городе Севастополе (как раз из Севастополя прибыл на Ставрополье вице-губернатор Вячеслав Гладков, отвечающий за информационную политику).
Тот же логотип в названии газеты, тот же девиз: «Нам есть чем гордиться! Нам есть к чему стремиться!» (да, именно с такими ошибками!). И у газеты уже указан порядковый номер выпуска – №1
А сверху мелкими буковками написано «Время СК». Уже учтены некоторые требования, которые обычно предъявляет к печатным СМИ Роскомнадзор. Указан учредитель – Илиади Илья Харлампович. Он же главный редактор. Правда, газета, которую учредил и зарегистрировал в Роскомнадзоре Илиади, называется совсем не «Наш край», а «Время СК».
И бывшие сотрудники этой газеты (которой, кстати, в этом году не вышло еще ни одного номера) уверяют, что Илиади сдал ее в аренду до сентября этого года правительству Ставропольского края.
Мы не будем разбираться в законности или незаконности подобной сделки, отметим только выгодополучателя – правительство Ставропольского края во главе с губернатором Владимиром Владимировым, жена которого Наталья Владимировна, как известно из местных СМИ, возглавляет некий благотворительный фонд «Время Ставрополья» (не правда -ли, очень созвучное название с газетой И.Илиади?).
Кстати, взявшая на себя ответственность за первых три выпуска «Нашего края» Ирина Манежная тоже уверяла читателей, что деньги на проект получила от губернатора. Она восхваляет его на страницах «Нашего края» – а он финансирует газету и МЧС-овский образовательный проект Манежной под названием «Звездочка оберегает».
Взявший на себя ответственность за выпуск июньского номера Илья Илиади тоже ни в каких официальных госзакупках по оказанию информационных услуг правительству края не участвовал.
Отсутствие в выходных данных обязательных для печатного издания атрибутов - номера типографского заказа, времени подписания и выхода номера в печать – говорит о том, что договор на издание с данной типографией не заключался, и, если газета издавалась именно там, где и указано в печатном издании, в Севастопольской типографии, она издавалась за счет незаконно полученных средств (нигде не учтенных, наличных), то есть полученных коррупционным путем. А стало быть, публикация газеты «Наш край» имеет признаки коррупционного преступления.
Теперь нам остается только все лето до выборов бояться, чтобы в крае не произошло очередных наводнений, оползней или пожаров, в общем всех тех катаклизмов, которыми ведают органы МЧС, и после которых пополняются обычно счета разных общественных организаций и благотворительных фондов. А также дождаться отчетного периода после выборов и посмотреть, сколько денег наш губернатор выделяет на сказочные проекты по своему собственному выдвижению.
P.S.Пока этот материал дописывался, жители Кавминвод выставили в социальных сетях любопытную фотографию. В горной речушке плавают пачки нераспакованных газет «Наш край». Во время начавшейся выборной компании это должно стать символом навязываемой властями незаконной политической рекламы.