Кадилом по электорату
Вмешательство церкви в политический процесс иногда приобретает гротескные формы. Однако за пародийными стычками на избирательных участках зреют серьезные вопросы
Вчера во время выборов на одном из избирательных участков Краснодара произошла потасовка. Приехавший из Москвы священник захотел окропить святой водой урны и сами помещения. Ну, чтоб выборы шли хорошо. Однако на участке, что на улице Воровского, случился казус. Столичный гость, отец Николай, захотел еще и изгнать «демонов фальсификации». И смело окропил их водой. Демонами оказались наблюдатели, один из которых оскорбился и, бросив в лицо священнику «Ты не от Бога, но от дьявола», завязал легкую драку. Дело завершилось разъяснительной беседой в полиции.
Не будем искать ответа на вопрос, что побудило московского иерея приехать с такой миссией на Кубань. И почему представители местной епархии не озаботились необходимостью подобного обряда. Проблема звучит иначе: почему вообще такое случилось?
Сегодня в обществе, в котором церковь отделена от государства, власти пытаются заполнить духовно-идеологический вакуум, образовавшийся с распадом СССР и не заполненный до сих пор, «забить» хоть чем-то. Стремление чиновников объяснимо – в стране нет государственной идеологии, предложить обществу реальный объединяющий позитив они не в состоянии. И вход идут пресловутые «скрепы» при участии духовенства.
РПЦ активно, хоть и с запозданием, воспользовалась комплексом исторической вины, который культивировали после 1991 года у атеистической части населения. Мол, за разрушения храмов и монастырей, гонения на церковь надо отвечать. Но мы не алчем крови или чего-то чужого, ни-ни! Нам бы со своим разобраться. Но на политику страны к концу 2000-х ее представители (помимо Патриарха) уже ощутимо влияли. Классический пример – настоятель Сретенского монастыре Москвы архимандрит Тихон (Шевкунов), которого называю духовником Владимира Путина.
Параллельно шла речь о развитии духовности в сфере образования и культуры. С участием РПЦ, естественно. Правда, объяснить, почему слова «духовность» и «православие» суть синонимы никто не затруднялся. Потом стали ломать копья вокруг школьных учебников, курса «Основы православной культуры». Между делом священники святили не только куличи, но и ГЭС и заводы (например, Енашиминскую ГЭС в Красноярском крае и Хабаровский судостроительный завод, что, правда, не спасло его от банкротства), бизнес-центры (новые здания ЦМТ в Москве), МФЦ и медицинские центры. А еще – информационный центр Кольской АЭС, военный аэродром в Энгельсе, и многое другое.
Но в политику на уровне выборов церковь до 2012 года активно не вмешивалась. То есть такого, как в Краснодаре, произойти не могло. А вот 4 октября 2012 года ситуация кардинально поменялась. В это день состоялось заседание Синода РПЦ. На нем высший орган управления РПЦ разрешил священникам принимать участие в выборах в органы государственной власти. Правда, для этого должна быть крайняя необходимость - например, когда «раскольнические и иноконфессиональные силы стремятся использовать власть для борьбы с РПЦ».
Священник, принявший решение баллотироваться в законодательный или исполнительный орган власти, должен подать прошение на имя патриарха или синода, в котором необходимо обосновать, каким именно раскольническим и иноконфессиональным силам он намерен в этом органе противостоять. При этом синод допускает участие священника на выборах в партийных списках. Но вот чего не разрешает церковь, так это вмешиваться в организацию голосования и осуществлять контроль над выборами. В Краснодаре же, напомним, было явное вмешательство.
Данный запрет РПЦ приняла после скандала, случившегося в Москве на прошлых думских выборах. Тогда священник Димитрий Свердлов, он же – сотрудник популярного журнала «Православие и мир», увидел, как происходят фальсификации в пользу «Единой России». Когда при одинаковых стопках бюллетеней у КПРФ и ЕР за последнюю голосует 690 человек, а за первую непонятным образом 202. Повторюсь, при одинаковых стопках бюллетеней…
После этого Епархиальное собрание города Москвы под председательством патриарха Кирилла, видимо, во избежание неудобств для ЕР, и постановило: «Полагать недопустимым самочинное вмешательство священнослужителей в организацию голосования и контроль за его ходом». После чего официальный представитель РПЦ Владимир Легойда заявил: «Наблюдение за выборами не входит в пастырский функционал». Функционал… Слово-то какое, прости Господи…
Однако краснодарский случай показал, что, несмотря на формальные ограничения, активное вмешательство представителей РПЦ в «мобилизацию масс» во время выборов еще впереди. Или в изгнание тех, кого назначат нечистью. Сначала демонов изгоняли виртуально – в 2011 году был освящен сервер видеохостинга RuTube, из которого также изгоняли демонов с помощью святой воды, теперь, вот, пришла очередь наблюдателей. Православным активистам не нравится, что тысячи людей выступили против установки памятника князю Владимиру на Воробьевых горах. И записали их чуть ли не во враги народа. Московские казаки (, тоже, надо полагать, 200-процентные православные и истинно верующие) зверски избили защитников московского парка «Дружба», которые отстаивали его от незаконной коммерческой застройки. Кто станет следующим кандидатом на изгнание?