Прогресс, сотрудничество и конкуренция на глобальном рынке
Нами уже с начала с 2016-го года была поднята тема о глобализации и прогрессе. Затем нас отвлек Гайдаровский форум в РАНХ и ГС. Теперь я хочу вернуться к начатой теме, поскольку она весьма актуальна, а обсуждается редко, особенно с точки зрения изменения положения России после событий 1991-го года.
Ранее я уже отмечал огромные изменения в мире, произошедшие в связи с тем, что Россия (СССР) утратила положение второй сверхдержавы, а её место занял Китай, вышедший на второе место по объёму ВВП и в 10 раз превосходящий нынешнюю Россию по численности населения.
Вместе с ним с 1990-го года стала подниматься в экономическом плане Индия, с 1,2 млрд. человек населения, уже давно независимая, но увидевшая в опыте Китая позитивные последствия либеральных рыночных реформ. Она продвинулась к нынешнему времени на 4-е место по ВВП. 3-е место теперь занимает Япония, потеснившая по ВВП ещё СССР.
Европейские страны, не уступающие по уровню развития США и Японии – Германия, Франция, Великобритания, Италия, прежде составлявшие «концерт» великих держав, ныне объединились в Европейский Союз (ЕС). В него входят и другие страны Европы. По объёму ВВП и численности населения ЕС превосходит США, но по большинству качественных показателей несколько уступает им. ЕС страдает рядом противоречий, связанных бóльшей частью с принятой изначально структурой, но он вместе с США и бывшими британскими доминионами (Канада, Австралия, Новая Зеландия) образуют так называемый «Западный мир», «золотой миллиард». К ним подтягиваются страны Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Чили, Уругвай, Коста-Рика). На Юго-Востоке Азии с ними практически выровнялись Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур. По нынешней обстановке все эти страны, а также Гонконг, вошедший в состав Китая, входят с западным миром в группу «развитых стран». Заметим, что все они, может быть кроме Японии, поднялись до высокого уровня развития после II Мировой войны.
Можно сказать, что сложившиеся в этих странах институты совместимы между собой (даже Сингапур с авторитарным правлением) и придерживаются во взаимоотношениях между собой примерно одинаковых правил, исключающих применение силы и использующих принципы свободного рыночного обмена.
Материковый Китай, крупнейшая страна Юго-Восточной Азии, несмотря на высокие темпы роста в последние 35 лет, всё же по душевому доходу является развивающейся страной, пока не догнавшей Россию, как и Индия, а также Индонезия, Малайзия, Таиланд, Вьетнам и другие страны этого региона.
Между развитыми и развивающимися странами есть существенные различия. Самое важное из них состоит в том, что в развитых странах дальнейшее развитие с достигнутым высоким уровнем происходит в основном за счёт инноваций, создания, освоения и распространения высоких технологий, свободно перетекающих из одной страны в другую. Развивающиеся страны, хотя уже имеют некоторые центры инновационно-технического плана, всё же в целом продвигаются за счёт заимствования технологий в передовых развитых странах. Наиболее высоких темпов они достигли ранее, когда у них было изобилие крайне дешёвой рабочей силы.
Нынешний кризис в мировой экономике для них выражается в том, что рабочая сила подорожала, а рынки, на которых они с успехом продавали свою продукцию, сократились по объёмам спроса, в том числе вследствие замедленного развития своих секторов экономики, конкурирующих с развивающимися странами. Эти процессы характерны для нынешнего этапа глобализации.
Ну а что же Россия? Мы – европейская страна. И, в основном, европейская культура. Но в нашей 1000-летней истории были монгольское нашествие и московские князья, служившие монголам и набравшиеся их опыта. Они до XIX века сохраняли деспотическое иерархическое правление. Только после Крымской войны 1854-го года Александр II отменил крепостное право, провел земскую и судебную реформы. Его сын и внук во многом старались вернуться, укрепить самодержавие. Потом «Великий Октябрь» и попытка обогнать всех по рецептам Маркса, руками вчерашних крепостных. К 80-90-м годам ХХ века их потомки поняли ошибки отцов. Появилась Новая Россия. Но Россия – не империя и не Советский Союз, на деле оказавшийся продолжением империи. Её больше нет, но люди не просто помнят, они несут в себе традицию той культуры.
Куда мы сейчас пойдём? Стоим на развилке. Один – привычный путь: поддержание порядка в обществе, даже с применением насилия и обмана, а заодно возможностью выгод для власть предержащих. Этот путь как-то себя оправдывал, пока росли цены на нефть. Но теперь они упали, и стало ясно, что сейчас, да и навсегда нельзя делать ставку на один товар, даже в стране, богатой полезными ископаемыми.
Другой путь – доказал свои преимущества в Европе и во всех развитых странах. Они и стали таковыми, потому что использовали эти преимущества. Я много раз о них говорил: верховенство закона и политическая конкуренция. На деле, не для вида, это значило бы присоединение к «золотому миллиарду». Что выберем?
Источник - «Эхо Москвы»