Нужно ли запретить чиновникам лечиться за границей, чтобы победить коррупцию в здравоохранении?
Госдума, запретившая на днях чиновникам быть счастливыми обладателями зарубежных активов, похоже, не только поддержала инициативу президента, но и сказала новое слово в продолжающейся кампании по "национализации элит".
По крайней мере, дружное голосование в третьем чтении и продемонстрированная депутатами от имени всего правящего класса готовность немного наступить на горло своей же песне стало не только красивым патриотичным жестом, который может стать украшением всей весенней парламентской сессии. Подступающее чувство глубокого удовлетворения, правда, немного портит приходящая на ум историческая параллель с известным эпизодом Великой Французской революции с таким же дружным отказом французской знати от своих сословных привилегий, не спасшей, тем не менее, многих ее представителей от близкого знакомства с дьявольским изобретением папаши Гильотена. Но, если абстрагироваться от исторических сравнений и аллюзий, то произошедшее на Охотном ряду событие может смело претендовать на революционный статус хотя бы по одному показателю.
Пожалуй, впервые парламентарии и исполнительная власть пошли по пути самоограничения. Бесконечно разбухнув за последние годы в коррупционном болоте, власть все же нашла в себе силы задуматься о последствиях и перспективах продолжения коррупционного разложения и перерождения. И, если принятые ранее законы о декларировании чиновниками и депутатами доходов, имущества и расходов только заложили фактические основы возврата государственной службы к этическим моделям и принципам ее организации, то вводимое для высшего чиновничества частичное ограничение гражданских прав и свобод (в части зарубежных счетов), по замыслу авторов данной инициативы, должно прямым образом стимулировать перерождение нашей "оффшорной" по определению Михаила Делягина элиты из компрадорской в национально ориентированную.
Запущенная в стенах Госдумы массовая кампания "вакцинации" стоящих у кормила власти, похоже, не только имеет цель действительно сделать прививку любви к Родине отдельно взятой категории граждан, от проявления этой любви у которых сильно зависит качество жизни остальных сограждан. Если раньше, в имперской России военные и бюрократия , как минимум, один раз в поколение проходили через церемонию официального принятия присяги новому государю-императору и служили в духе верности Царю и Отечеству до очередной смены представителя верховной власти, то сегодня морально-нравственная составляющая в осуществлении властной функции, не будем греха таить, почти полностью редуцирована. Конечно, найдутся скептики, которые скажут, что и при царях воровали и воровали еще как...Скажем, правительству Анны Иоанновны стоило больших трудов вернуть в страну зарубежные активы попавшего в опалу светлейшего князя Меньшикова. Историки, кстати, до сих пор спорят о размере выведенных в голландские и английские банковские "оффшоры" активов: то ли это был годовой бюджет страны, то ли два...Однако, факт остается фактом: подобные случаи были скорее исключением, чем правилом, особенно в XIX веке, когда имперская бюрократия достигла расцвета своей упорядоченности.
Как пойдет дальнейшая кампания "огосударствления" представителей высшего административно-политического класса, какие новые формы примет в виде дополнительных ограничений и запретов для государственных топ-менеджеров можно понять из цитаты одного из наиболее активных сторонников закона Ирины Яровой, фигура которой стала для данного созыва Государственной Думы не просто символической, но даже знаковой. Комментируя принятие закона в третьем чтении и фактический выход его на финишную прямую, председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции отметила, что "это качественно новые уровни требований к эффективности и национальной заинтересованности государственного управления". Очевидно, что за достигнутыми уровнями "привязки" бюрократии к интересам обслуживаемой ею страны, могут последовать и другие. Например, в той же Думе, в процессе обсуждения данного закона уже раздавались голоса, ратующие за распространение норм закона и на высших должностных лиц местного самоуправления и для отдельных категорий госслужащих, причем не только гражданской ее части. В этой логике можно, однако, пойти и еще дальше.
Например, для того, чтобы наконец-то поднять уровень отечественного здравоохранения нужна, на мой взгляд, не очередная многомиллиардная программа модернизации медицинских учреждений от Минздрава (ведь, все равно, большую часть разворуют), нужен запрет на выезд чиновникам (о детализации их категорий и видах можно подумать отдельно) на выезд за пределы Российской Федерации даже с лечебными целями. Вот, когда не станет у чиновников, депутатов, прокуроров возможности исцелять свои профессиональные и не очень профессиональные болезни в дорогих швейцарских и немецких клиниках, вот тогда и придется им навести порядок в отечественной медицине, дав наконец носителям одной из лучших медицинских школ в мире достойно реализовывать свои знания и умения на отечественной клинической базе. Вот тогда резко пойдет на спад уровень коррупции в медицинской сфере, ведь надо будет элементарно где-то лечиться и не просто лечиться, а лечиться хорошо, как привыкли за последние 20 лет. Если это кому-то напоминает известную сцену сжигания народом загранпаспортов на Красной площади из "Дня опричника" Сорокина, то извините за плагиат и неоригинальность. Если кто-то захочет поспорить об этичности такого ограничения, то можно возразить и об "этичности" откатов за госзакупку лекарственных препаратов из списка ЖНВЛС, приводящим к перебоям в их поставке...В конце концов, как пелось в еще более известной песне, "мы рождены, чтоб сказку сделать былью".
При всей неоднозначности эта идея имеет немало положительных моментов, базируясь на непрошибаемой в своей основе логике: если счета и активы при нынешнем уровне развития финансового рынка можно свободно передать в доверительное управление, записать на близких (чего стоит только "эпидемия" разводов среди тех же депутатов Государственной Думы) и дальних родственников, то здоровье - это тот актив, который "на предъявителя" не бывает. Возможно, скажут вездесущие скептики, что в лучшем случае возродится только элитная медицина, реинкарнируется советское номенклатурное здравоохранение с ее принципом "полы паркетные - врачи анкетные". Но и это будет уже плюсом для всей отечественной медицины, так как за "точками" и "локомотивами" роста неизбежно последует "расшивка" и других, более "узких" ее мест...По крайней мере, те, кто видел, как сегодня выглядят снаружи и внутри корпуса знаменитой некогда ЦКБ наверняка смогут найти поддержку этой идеи немало красноречивых слов...