Пилоты упавшего в Казани «Боинга» «впали в ступор» и сами отправили лайнер в пике
Пилоты Boeing 737-500 не смогли выполнить посадку в штатном режиме, несмотря на то, что аэропорт Казани оборудован современной курсо-глиссадной системой посадки (Instrument Landing System, или ILS).
Специалисты Межгосударственного авиакомитета (МАК) после расшифровки одного из бортовых самописцев разбившегося в Казани пассажирского самолета подробно рассказали, в чем состояла ошибка пилотов, которая привела к катастрофе и гибели 50 человек. Как выяснилось, не слишком опытный летчик при заходе на второй круг толи впал в ступор, толи запаниковал, и в итоге, отключив автопилот, собственноручно отправил лайнер в пике.
Сначала пилоты Boeing 737-500 не смогли выполнить посадку в штатном режиме, несмотря на то, что аэропорт Казани оборудован современной курсо-глиссадной системой посадки (Instrument Landing System, или ILS). Благодаря этой системе, приборы Boeing в автоматическом режиме захватывают сигналы от навигационных маяков аэропорта, а его компьютер ставит машину на наклонную прямую-глиссаду, по которой происходит штатное снижение, сообщает «Коммерсант».
Получив разрешение на посадку в Казани, один из летчиков просто задал автопилоту соответствующий режим, однако «стандартный заход в соответствии с установленной схемой» не удался. Летчикам показалось, что в расчетную точку касания полосы они не попадают, поэтому они сообщили о «непосадочном положении» и стали уходить на второй круг.
Учитывая, что полет проходил в автоматическом режиме, один из пилотов просто нажал кнопку TOGA (Take Off / Go Around), запускающую программу ухода на второй круг. Но затем по неизвестной причине напарник пилота в экстренном порядке решил вмешаться в полет, вследствие чего автопилот был отключен и далее самолет управлялся уже в ручном режиме.
Пилоты стали вручную выводить самолет на высоту круга, и поначалу все что хорошо. Затем при подъеме нос лайнера задрался вверх до предельного для Boeing 737-500 угла тангажа в 25°. Под таким наклоном возросло лобовое сопротивление машины, нарушился режим работы ее двигателей, использующих встречный поток воздуха и скорость самолета начала опасно падать.
Потеря скорости со 150 до 125 узлов (примерно с 280 до 230 км/час) грозила скорым сваливанием Boeing в штопор, поэтому взявший на себя управление летчик решил набрать ее обычным способом - опусканием носа машины вниз. Как отмечается в отчете МАК, именно в этот момент пилот «перестарался» и вместо предписанного инструкциями в таких случаях горизонтального полета или незначительного снижения, ввел самолет в «интенсивное пикирование с углом тангажа, достигшим к концу записи параметрического самописца минус 75°».
Интенсивное пикирование Boeing продолжалось целых 20 секунд. Все это время лайнер на максимальном режиме работы двигателей мчался к земле с 700-метровой высоты и воткнулся в поверхность на скорости более 450 км/час.
Эксперты объясняют действия пилотов их слабой профессиональной подготовкой. Ранее сообщалось, что командир Boeing Рустем Салихов и его напарник Виктор Гуцул большую часть жизни проработали штурманом и бортинженером соответственно, а летчиками стали всего несколько лет назад. Кроме того, в авиакомпании «Татарстан» подтвердили, что у Салихова вообще не было опыта увода Boeing на второй круг.