Дым коромыслом
Лесные пожары в Тверской области с новой силой выявили две проблемы: отчаянное состояние противопожарной защиты и стремление властей всеми силами «замять» проблему
Несмотря на засушливый июль, лесные пожары обходят Подмосковье стороной. И хотя, например, в Солнечногорском районе объявлен 5 класс пожарной опасности, очаги возгорания (от 2 до 10 в сутки) удается оперативно тушить. Столица избежала повторения дымного лета 2010 года. Даже шатурские леса, к счастью, «молчат». Областным МЧС готовы в случае необходимости помочь даже коммунальщики со своими поливочными машинами.
А вот в Тверской области картина прямо противоположная. По оценкам Гринипис России, именно тверские торфяники представляют наибольшую опасность не только для региона, но и для соседних Подмосковья и Москвы. Сегодня Тверь уже окружена действующими торфяными пожарами, причем площадь возгорания неуклонно растет. Огонь тушат 1462 человека, 278 единиц техники и 14 воздушных судов. Численность спасателей на этой неделе увеличили почти вдвое - теперь там борются с огнем пожарные из Московской, Ленинградской, Брянской, Ярославской, Тульской, Липецкой и других областей.
По данным Гринписа, в области свирепствует 7 пожаров, официальная статистика говорит о 4 очагах. Причем не все пожары удается локализовать - на крупнейшем торфянике в окрестностях Твери, Оршинском мхе, за последние сутки площадь пожара значительно увеличилась. Напомним, что разговоры о возгораниях на тверских торфяниках идут уже месяц. Сначала глухо говорили об очаге в 20 га, который к середине июля якобы успешно затушили. А теперь вдруг выясняется, что горит не одна сотня гектаров… Торфяники тлеют уже в 12 км от президентской резиденции в Завидово. В чем же причина отчаянной, но пока безуспешной борьбы с огнем?
О грозящей опасности активисты Гринпис предупреждали еще в мае, когда задымились первые торфяники у Редкино. В отличие от Московской области, в которой была проведена программа обводнения торфяников, в Тверской этого сделано не было. После пожаров 2010 года обещания чиновников и некоторых олигархов (Владимира Потанина) сделать из Конаковского района абсолютно пожаробезопасную территорию. Однако ведомства по мониторингу торфяных пожаров создано не было, организации переработки торфа также не состоялось…
Причин у нынешних пожаров много. Одна из них – необдуманный спуск воды из Иваньковского водохранилища. Уровень воды в Волге и притоках сегодня на 1,5 метра ниже обычного. Региональное управление МЧС и администрация водохранилища на все вопросы о причинах такого сброса предпочитает отмалчиваться. А ведь, как говорят специалисты, будь уровень воды всего на полметра выше нынешнего – и торфяники бы пропитались водой. Трагедии можно было избежать. Но получилось, как всегда – сначала МЧС создало проблему, а теперь героически ее преодолевает.
Когда небольшие пожары на площади 20 га «погасили» (по крайней мере, в официальных сообщениях), то по тверским пожарам был установлен информационный «режим тишины». Однако он прорвался, когда 28 июля дым (оказывается, все это время торфяники продолжали гореть) достиг столицы. Тогда из тверских пожаров и сделали всероссийское ударно-показательное пожаротушительное мероприятие. Хотя логики в официальных сообщениях не наблюдалось. Вновь заговорили о пожаре на 20 га – но тушить такой пожар можно 10 пожарными машинами. Зачем же армада пожарных да еще с десятком самолетов и вертолетов? Значит, площадь возгорания и опасность гораздо больше?
Рядовые жители Редкино и других пострадавших районов имеют очень много вопросов к губернатору Андрею Шевелеву. Кстати, в 2010 году он занимал пост вице-губернатора Рязанской области, которая прославилась на всю страну своими пожарами. Шевелев отвечал за их тушение. А после реализации противопожарных мер, правоохранительные органы вскрыли значительные нарушения, связанные с хищением денег…
Последние 3 года в Тверской области для обеспечения пожаробезопасности почти ничего не сделано. В конце 2012 года было закуплено 25 единиц техники. И все. И это странно – в городе Торжок, здесь же, в регионе, есть ОАО «Пожтехника», которое производит пожарные машины и прочие средства огнетушения. Почему власти, зная об острейшей проблеме, ее не закупали? Нет ответа. Непонятно также, зачем привлекать к борьбе с огнем авиацию, когда горит не в труднодоступной тайге, а возле федеральной трассы? Если посчитать, сколько денег ушло на оплату работы самолетов и вертолетов, то на них можно было бы уже закупить не один десяток специализированных машин для тушения лесных пожаров. А местные огнеборцы возят воду на проржавевшей, дырявой технике чуть ли не советских времен. Набрав в цистерну 4 куба, до места пожара они довозят только один… Непонятно и почему пожарным не обеспечили нормальной еды – банка тушенки и банка гречневой каши на день. Жители Конаковского района по своей инициативе подкармливают их… В деревне Старое Мелково инициативная группа собирает овощи, фрукты, домашние консервы, воду… И это – должный уровень работы МЧС и региональной власти?
Между тем, по местному ТВ вечерами со странным упорством передают, что «пожар локализован, но мы наращиваем группировку техники». Губернатор, которого всюду сопровождает съемочная группа, присутствует на телеэкране больше, чем Путин, мрачно отмечают тверичане. Правда, с сегодняшнего дня на территории области действует режим ЧС. Возможно, он поможет губернатору и МЧС как-то справиться с пожарами. Но останутся другие, не менее «горячие» для Тверской области вопросы, связанные с деятельностью Андрея Шевелева. Долги региона за газ, взлет уровня коррупции, межнациональные конфликты, упадок системы здравоохранения, скандалы с многодетными семьями – все это связано с личностью Героя России Шевелева. Станут ли пожары-2014 для него тем же, чем июльская катастрофа в московском метро для Ивана Беседина? Или Тверской области придется наслаждаться плодами его деятельности еще не один год?