С коммунистическим приветом
Безумие мира не знает границ. Геннадий Андреевич Зюганов озаботился судьбой молодых ученых. Учатся они в институтах, а потом хлоп – и за границу уезжают работать. Причем по большей части во вражеские страны. Как же сохранить кадры? Очень просто, говорит лидер КПРФ. Надо законодательно ограничить выпускников ведущих вузов, не разрешив им работать за бугром. Выглядеть это будет так: при поступлении в учебные заведения (МГУ, МФТИ, МВТУ и др.) абитуриент дает подписку о невыезде на работу за рубеж после окончания вуза. В результате, уверен Геннадий Андреевич, «научно-технический прогресс в нашей стране пойдет быстрее, у ученых появится дополнительный стимул к ответственной работе».
Главный коммунист страны призывает, по сути, ввести крепостное право для молодых ученых и преподавателей вузов. Уравнять их с крестьянами советских времен, которые до 1974 года не имели паспортов и могли выехать из деревни только на месяц, да и то со справкой из сельсовета на руках. Можно задать риторически вопрос: господа-товарищи, а вы можете хоть что-нибудь делать, или только запрещать? И не пытались ли вы думать, почему молодые и не очень ученые в количестве полутора миллионов человек, как вы сами говорите, выехали за рубеж, хотя их, вроде бы, никто и не гнал?
Вы говорите о чувстве Родины и ответственности за ее судьбу. Давайте, как говорят, философы, разделим понятия. Есть Родина и страна – с одной стороны, и есть государство как чиновничий аппарат – с другой. Родина начинается с семьи и места, где ты родился (песню из к/ф «Щит и меч» помните, надеюсь). Эту Родину любит так или иначе каждый. А вот с родиной-госаппаратом отношения складываются иные.
Почему уезжают? Потому что здесь им не дают – именно так: не дают – заниматься работой. Той, которую они выбрали, которой они учились, которую умеют делать хорошо и которая, при должных условиях, действительно могла бы способствовать развитию научно-технического прогресса в стране. Но этих условий нет для целых направлений в науке. И главное – это зарплата.
Странная получается вещь: вы, Геннадий Андреевич, за всю свою жизнь на обычной работе не отработали, практически, ни дня – все время «Ленин, партия, комсомол». Но судите тех, кто отдает себя людям, любимому делу, влача нищенское существование. И когда такой человек хочет делать это же дело в нормальных условиях, вы бросаете в него камень. Нехорошо.
Напомню вам несколько цифр. В середине 90-х годов, когда пошел первый вал утечки кадров, заработная плата старшего преподавателя института составляла 165 000 рублей. Для наглядности: на нее можно было оплатить коммуналку за 1-комнатную квартиру, купить месячный проездной на городской транспорт, одни брюки и продукты на неделю. Согласитесь, не густо. Для того, чтобы не бросать студентов, научные исследования, а заодно и обеспечивать семью, я как преподаватель высшей школы работал в 8 (восьми) местах, в том числе и грузчиком. Ничего зазорного в этом не было, но – через год меня не стало как преподавателя и молодого ученого. Качество моей работы резко снизилось – потому что надо было выживать. И я кардинально сменил профессию. Кто виноват, что я большую часть жизни занимаюсь не тем, чем хотел, работаю не по выбранной специальности, где, кстати говоря, пользы от меня для страны было бы гораздо больше? Государство.
А кто-то из моих однокурсников и знакомых не захотел биться за жизнь здесь. И уехал. И теперь работает по профилю в тех самых странах. Биохимики – в Швейцарии и Канаде, гуманитарии – в Канаде, Германии, США и Южной Африке. Хорошо живут и хорошо работают. Потому что там созданы условия для работы. Есть целые отрасли науки, которые не могут сами зарабатывать себе на содержание – их всегда и везде в той или иной форме финансирует бюджет. Но в нашей стране этого нет.
Может, сейчас стало сильно лучше с зарплатами и ученый может не думать о хлебе насущном? По данным Минобра, оклад доцента сейчас аж целых 19 тысяч рублей. Но это вранье. На деле – в Калининграде 11, Волгограде 15, доцент ВГИКа 13 тысяч, а старший преподаватель в регионе 8-10 тысяч рублей. Можно ли жить на эти деньги и радостно и плодотворно заниматься наукой? Нельзя.
Речь не о тех, кто работает по федеральным заказам, грантам, проектам и т.д. Речь о принципиальной ситуации с наукой и высшим образованием. Запретив ученым уезжать на работу в другие страны, вы породите один негатив и кучу стимулов поскорее «свалить». И количество непатриотов, называющих Россию «этой страной», возрастет в разы. Благодаря вам и всем вашим соседям по зданию на Охотном ряду.