Верные ленинцы
«Крымский вопрос» снова обнажил извечную проблему российских политиков. Люди, называющие себя демократами и убежденными антикоммунистами, на практике нетерпимее любого лаврентия палыча. А демократами по жизни оказываются те, кто слово «демократия» особо и не любит. И еще оказалось, что антикоммунисты и оппоненты нынешней власти на самом деле – верные ленинцы.
Я не шучу. В 1915 году Владимир Ильич озвучил в своей книге «Социализм и война» тезис о превращении войны империалистической в войну гражданскую. У меня всегда этот призыв вызывал сложные чувства – даже с учетом высокой цели окончания Первой мировой и победы революции во всемирных масштабах, ради которой, собственно, и предлагалось бороться с политическим режимом своей страны. Но – «метили в эксплуататоров, а попали в Россию» (если перефразировать известную фразу Александра Зиновьева).
Конец 80-х. Баталии на трибунах Съездов народных депутатов, межрегиональная депутатская группа, клеймящая несогласных ярлыком «агрессивно-послушного большинства», который позднее плавно трансформируется в «красно-коричневых». Возникает вопрос: если вы критикуете кого-то (в данном случае, КПСС) за что-то, то вы сами не должны делать то плохое, что приписываете своему оппоненту.
Как бы не так. Вчерашние парт- и чиновные функционеры второго-третьего эшелона, они же единственно правильные демократы, яростно выгребавшие на волне перемен, быстро забыли фразу Вольтера, которую они поначалу цитировали на каждом углу: «Я могу быть не согласен с вашим мнением, но я отдам жизнь за ваше право высказать его». В августе 1991-го агрессивная толпа на Лубянке, скандируя «Фашизм не пройдет!», крушила памятник Дзержинскому. Какой-такой фашизм, причем здесь памятник работы Вучетича – ответов не было, нет и быть не может по определению. Но раз демократия сказала - «фашизм», значит, фашизм, и оспорить этого не моги. А потом были призывы запретить, посадить, силовые разгоны митингов на Манежной в мае 1992-го (с провокаторами, запущенными в ряды митингующих), закончившиеся в 1993 году вполне демократическим расстрелом оппонентов и тех, кто посмел думать не так, как монопольные демократы. Свои жизни они отдавать не собирались, зато чужие брали легко. Москва 1991-1993, Киев-Луганск 2014… похоже, правда?
И вот теперь Крым. Глупо было бы обижаться или сердиться на тех, кто говорит о том, что не надо было влезать, кто осуждает власть и т.д. Еще глупее – составлять «черные списки» несогласных и нелояльных СМИ. А как проверить искренность тех, кто поддержал и согласен, в первую очередь, чиновников? Их патриотизм носит приказной характер – что-то мало кто из них вспоминал про сербов и Косово до февраля этого года. А уж если вспомнить, что говорили на 4-й кнопке ТВ во время косовских событий и что говорят сейчас по Крыму – лучшее вообще не сравнивать. Чтоб со стыда не сгореть.
Самое неприятное в этой ситуации в том, что люди якобы демократических взглядов идут по пути В.И.Ленина. Неучастие России в украинских делах чревато далеко идущими последствиями для страны как геополитического образования (не путать с государством как аппаратом). И дело здесь не в амбициях власти или лично Путина, чего упорно не хотят видеть эти люди. А в том, что их призывы уступить «нашим зарубежным партнерам» и отойти в сторону объективно, даже помимо их желания, снова «попадут в Россию». Лично у меня наступать на эти грабли дедушки Ленина нет никакого желания.