Санкции против России опробуют в Финляндии
Концерты Джастина Тимберлейка и Майли Сайрус на хельсинском стадионе Hartwall оказались под вопросом; также американцам закрывается доступ в финский отель Бориса Ротенберга Langvik
Финский бизнес Геннадия Тимченко и братьев Ротенбергов может пострадать из-за того, что США включили бизнесменов в список тех, против кого они ввели санкции в связи с действиями России в Крыму, пишет Financial Times. В мае и июне соответственно на стадионе Hartwall Arena в Хельсинки должны пройти концерты американских исполнителей Джастина Тимберлейка и Майли Сайрус. Билеты на эти концерты выкуплены и распространяются американским агентством Live Nation Entertainment. Между тем, Hartwall Arena принадлежит финской компании Arena Events, 50% которой принадлежит Тимченко и по 25% — Аркадию и Борису Ротенбергам. Все трое попали в санкционный список США.
Концерты под вопросом
Судя по тексту указа президента Барака Обамы о санкциях и комментариям юристов, специализирующихся на вопросах санкций, Live Nation теоретически может быть отныне запрещено проводить любые финансовые операции с Hartwall Arena, если только оно сначала не получит разрешение Офиса по контролю за иностранными активами (OFAC, подразделение министерства финансов США, которое занимается реализацией санкций), пишет Financial Times. Это может касаться в том числе и еще не проведенных платежей по уже заключенным договорам.
Как поясняла ранее представитель OFAC, в отношении компаний, связанных с фигурантами списка, применяется «правило 50%»: «Блокируются организации, в которых люди или организации, попавшие в список, владеют долей в 50% или более». Никто из американских физических и юридических лиц не должен проводить финансовые операции с такими компаниями, предоставлять им материальную помощь, товары и услуги. Таким образом, Hartwall Arena и ее владелец Arena Events полностью подпадают под это требование. Также под него подпадает принадлежащий Борису Ротенбергу отель Langvik Congress Wellness Hotel под Хельсинки, один из самых дорогих в Финляндии.
Геннадий Тимченко и Борис Ротенберг наряду с российским имеют также финское гражданство.
По словам Энтони Вулича, партнера лондонской юридической фирмы Holman Fenwick Willan, в случае с Live Nation многое будет зависит от того, когда американский организатор концертов производил расчеты со стадионом — до или после оглашения списка лиц, подпадающих под санкции. «Если [Live Nation] еще только должна заплатить деньги за площадку, это может стать проблемой», — сказал он (цитат по FT).
Представители Джастина Тимберлейка, Майли Сайрус и министерства финансов США отказались дать газете комментарии. «Мы сейчас пересматриваем свой портфель [контрактов] и будем действовать так, чтобы обеспечить исполнение санкций США в отношении названных россиян», — сообщил FT представитель Live Nation.
Обычно через некоторое время после ввода санкций OFAC публикует список компаний, с которыми запрещается вступать в любые отношения, говорит Эрик Феррари, руководитель вашингтонской юридической фирмы Ferrari & Associates, P.C., специализирующейся на вопросах санкций. Но пока этого не произошло, над вопросом о том, насколько широко американские власти намерены интерпретировать и применять санкции, бьются сотрудники транснациональных компаний, юридических фирм и банков в Москве, говорит президент Американской торговой палаты Алексей Родзянко: «Все сидят с юристами и гадают, что делать и как себя вести».
«Даже счет за газ оплатить сложно»
По словам сына Бориса Ротенберга Романа, который управляет активами семьи в Финляндии, пока не было признаков того, что из-за санкций концерты будут отменены. «Дела идут как обычно. Почему финны должны страдать из-за американских санкций? Билеты на концерты полностью распроданы», — сказал он FT.
По его словам, Ротенберги ведут активные консультации с юристами по вопросу о том, как санкции могут затронуть их бизнес в Европе. В принадлежащем Борису Ротенбергу отеле Langvik регулярно проходят конференции, организуемые крупными международными компаниями, он также всегда рад приветствовать гостей из США, сейчас в нем проживает некоторое количество американцев, говорит Роман Ротенберг (у него, как и у отца, тоже есть финское гражданство).
Санкции создали «некоторую напряженность для семьи и ее бизнеса, признал Роман Ротенберг. Langvik, например, больше не может иметь счета в крупных банках, у которых есть операции в США, а члены семьи (даже те, кто напрямую не подпал под санкции) решили воздержаться от поездок в США. Санкции не затрагивают родственников фигурантов списка, если только они не действуют сообща с ними или каким-либо другим образом материально поддерживают бизнес-операции фигурантов либо помогают в их осуществлении, пояснил «Ведомостям» Феррари. В последнем случае, по его словам, OFAC включит конкретные имена в расширенный список.
Физические и юридические лица из США не могут никаким образом иметь дело с организациями или имуществом, которыми владеют или которые контролируют фигуранты санкционного списка, указывает Дэвид Джонсон, партнер вашингтонской юридической фирмы Vilson & Elkins. «Главный момент заключается в том, что никто из США не может вести бизнес с этим отелем», — сказал он FT, добавив, что это же, по всей видимости, касается и Hartwall Arena.
Роман Ротенберг также добавил в разговоре с FT, что ему даже стало сложно оплачивать счета за газ в его европейском доме: «Оплатить, конечно, можно, но нужно два часа на то, чтобы сменить счет и найти банк, не связанный с США».
«Только под дулом пистолета»
Также подпавший под санкции банк «Россия» владеет значительным количеством медиаактивов в России. Российские медиакомпании, подконтрольные банку и его партнерам, работают с первой пятеркой мировых рекамных агентств, а те, в свою очередь, — со многими транснациональными корпорациями из США.
Например, банку «Россия» принадлежит доля в Vi (ранее — «Видео интернешнл») — крупнейшем российском телевизионном медиабайере, который работает с международными рекламными агентствами, включая WPP, Omnicom и Publicis. Vi размещает рекламу на восьми федеральных каналах и консультирует еще пять каналов, то есть напрямую или опосредованно участвует в продаже более 60% ТВ-рекламы в России.
Представитель Vi, сказал FT, что «России» принадлежит доля в 16% и банк не осуществляет контроль за деятельностью компании. Однако это не означает, что компания не может подпасть под санкции. По словам представителя OFAC, правительство США «советует американским физическим и юридическим лицам с осторожностью подходить к рассмотрению операций с неблокируемой организацией, в которой фигурант списка имеет существенную долю, пусть и менее 50%, или которую он может контролировать другими способами, а не только имея мажоритарный пакет».
Кроме того, люди, близкие к Vi, рассказывали, что банк «Россия» контролирует 100% Vi, но официально стороны это не подтверждали. Источник, осведомленный о происходящем в Vi, сообщил FT, что «Россия» де-факто контролирует компанию через аффилированные структуры. Однако, по его словам, крупные международные рекламные агентства согласятся прекратить сотрудничество с Vi разве что «под дулом пистолета». «Россия — крупнейший рынок рекламы и единственный рынок, который растет», — сказал он.
Топ-менеджер одного американского медиаагентства, работающего с Vi, подтвердил это, сказав, что отдел по соблюдению регулирующих норм его компании даже не рассматривал вопрос о прекращении работы с российскими партнерами. «Никто здесь в нашей отрасли не думает, что санкции как-то повлияют (на наш бизнес), — сказал он FT. — Мы не получали из головного офиса никаких указаний на этот счет».
Источник - "Ведомости"