Ключевые выводы
Россияне все чаще говорят о желательности революции
За последние полгода в обществе наметились две тенденции в плане восприятия политической жизни страны — ослабление протестного движения в Москве и падение рейтингов доверия к власти. Такие изменения зафиксировали эксперты Центра стратегических разработок по итогам исследования по заказу Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина. Ключевой вывод: россияне устали от пиара Путина и все чаще говорят о революции.
экспертов Центра стратегических разработок Комитету гражданских инициатив «Изменение политических настроений россиян после президентских выборов»
Практически во всех фокус-группах респонденты спонтанно говорили о возможности, а порой и желательности революции, говорится в докладе ЦСР. Причем перспективы ее обсуждаются не столько в эмоциональном, сколько в рациональном ключе, как «единственная осознанная альтернатива в случае отказа власти от добровольного обновления». Смена руководства электоральным путем через выборы вопреки желанию властей не рассматривается респондентами как реалистический вариант. Это мнение можно считать практически единодушным.
Опасения и страхи относительно революции с ее возможными эксцессами высказываются значительно реже, чем весной. «В определенном смысле здесь можно говорить о своеобразном законе политического сохранения: чем менее возможным представляется легитимная смена власти путем выборов или добровольного самообновления, тем более легитимными начинают представляться людям насильственные (или квазинасильственные, типа массовых митингов, гражданского неповиновения и т. п.) формы смены персонального состава власти», — заключают специалисты, отмечая, что все эти формы давления на власть ныне представляются респондентам как вынужденные, правомерные и необходимые.
Авторы исследования интерпретируют этот сдвиг в общественном сознании как переходный, могущий привести к окончательному разрушению так называемой идеологии путинской стабильности. «В глазах массовых слоев общества легитимность революционно-протестного обновления власти заметно усиливается», — говорится в докладе. Однако подавляющая респондентов сама не готова проявлять протестную активность, но уже начинает предъявлять спрос на протесты со стороны других членов общества и выражает таким протестам растущее сочувствие.
Впрочем, в ходе фокус-групп звучала и иная точка зрения. Речь идет о добровольном самообновлении власти, при котором — в данном случае рассматривается как условный вариант — Путин досрочно и добровольно отказывается от власти. Однако такой вариант, отмечается в докладе ЦСР, остался в меньшинстве и критиковался многими участниками опроса как утопический.
Также во всех фокус-группах наблюдалось единодушное отрицательное восприятие пиар-активности Путина. У респондентов постоянно звучала мысль о том, что вместо серьезных государственных дел он по-прежнему занимается второстепенными вопросами. Особенно негативно воспринимаются такие акции, как находки амфор, полет с журавлями.
Несмотря на то что протестное движение ослабляется, эксперты отмечают: явственно просматривается потенциал для переструктурирования движения по сегментам на основе определенных идей или предпочтений. «На митингах уже образуются отдельные колонны со своими лозунгами и порой даже со своими ораторами», — отмечают в ЦСР, добавляя, что, весьма вероятно, многие массовые протестные сегменты московского социума не представлены на митингах именно из-за отсутствия востребованных ими лидеров и общественных движений.
«Если это предположение верно, то результатом переструктурирования, которое в настоящее время еще только начинается, может стать размежевание идейных позиций протестующих и новое усиление движения на более развитой политической основе», — говорится в докладе.
В фокус-группы, созданные ЦСР, вошли граждане разных возрастов, от пенсионеров до подростков, а также с разным уровнем образования (высшим и без него). Группы функционировали в Москве, Самаре, Владимире и других городах. Кроме того, опрос проводился и в группе рабочих из Дагестана, которые проживают в Москве по пять-десять лет.