После Пушкинской: Шевчук ушел в минус
Широко разрекламированный несистемной оппозицией митинг в защиту Химкинского леса провалился. На разрешённое властями столицы мероприятие пришло не более тысячи человек. И это при том, что акция состоялась на мегапопулярной среди москвичей Пушкинской площади и подавалась как митинг-концерт с участием известных рок-музыкантов.
В какой-то момент лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов позвал собравшихся "посмотреть на Шевчука" участников митинга пойти маршем на столь вожделенную для "несогласных" Триумфальную площадь. Однако это предложение не нашло понимания среди зрителей, коих на "митинг-концерт" собралось не более 800 человек. Между тем, организаторы, двое из которых в итоге так и не появились на митинге, поскольку загремели в каталажку за нарушение правопорядка, явно рассчитывали на большее. Согласно поданной в мэрию заявки, 22 августа оппозиционеры предполагали провести митинг с целью "выразить отношение к нарушениям прав человека и, в частности, права на благоприятную природную среду". Столичные власти инициативе "защитников Химкинского леса" (а именно, противников строительства около Химок автомагистрали Москва-Санкт-Петербург) не препятствовали, согласовав трёхчасовой митинг.
То ли оппозиционеры заранее нацелились на отказ, то ли по другой причине, но тут же поспешили объявить предстоящее мероприятие "митингом-концертом", обещая его потенциальным участникам выступления ряда популярных и не очень рок-групп и исполнителей, в том числе и лидера ДДТ Юрия Шевчука. Столь неожиданный поворот вынудил столичное правительство объяснить организаторам действа разницу между митингом и концертом. "Заявку надо было подавать не за 15 дней, а за 45 дней, так концерт считается культурным мероприятием. Поэтому и не согласовали. А так надо было прийти с гитарой и петь. Кто же Шевчука прогонит с площади. Пока я не вижу никаких проблем", - рассказал Лев Пономарев "Русскому Newsweek".
Шевчука со сцены никто, конечно, не прогонял. Вот только петь ему пришлось без помощи какой-либо звукоусиливающей аппаратуры, отсутствие которой целиком и полностью соответствовало заявленному формату митинга. В итоге, спев несколько песен, Юрий Юлианович сослался на сорванный голос и, пригласив всех присутствующих на свой концерт, где он смогут послушать его "в нормальном качестве", удалился, заслужив в свой адрес массу язвительных комментариев. Дескать, мы так и не поняли, что это было: концерт или рекламная акция?
Доставленные в спешном порядке мегафоны ситуацию не спасали - выступающих по-прежнему практически не было слышно, хотя, речи с импровизированной сцены звучали подчас презабавные. Депутат Госдумы от "Справедливой России" Антон Беляков выражал сожаление, что его не было, "когда громили Химки". Солистка группы "Барто" интересовалась: "Я готова, а ты готов поджигать ночью машины ментов?", - вызывая бурный восторг оппозиционеров, тут же вспомнивших о том, как анархисты громили администрацию Химок. Активисты "Солидарности" по привычке заряжали "Россия без Путина", вызывая справедливые вопросы у тех немногих, кто по какой-то причине считал данное мероприятие неполитической акцией. Резюме вынес ведущий то ли митинга, то ли концерта Артемий Троицкий, заявив, "митинг превратился в бардак". По словам музыкального критика, лично он готов голосовать на выборах (не уточнив, правда, каких именно) за Юрия Шевчука, а вот "сегодняшняя оппозиция" его "не вдохновляет". Последний пассаж Троицкого вызвал бурное негодование у политизированной части публики, тут же заподозрившей в Троицком провокатора.
С провокациями в этот раз оппозиционерам явно не повезло. Милиция вела себя предельно корректно, хотя, объективных предпосылок для того, чтобы прекратить творившееся безобразие, у них было предостаточно: от отсутствия ответственных за организацию акции лиц до скандирования с трибун лозунгов, не соответствующих заявленной тематике мероприятия. Других же поводов для обличения "авторитарного режима" у "несогласных" не было, так что они цеплялись в буквальном смысле слова к каждому столбу, объявив провокацией, например, неизвестного в костюме Человека-паука, который "залез на фонарь и на минуту отвлек внимание, но, кажется, упал".
Без эксцессов, впрочем, не обошлось. Сначала развернулась бурная дискуссия по поводу радужных флагов гей-движения, носителям которых сначала предлагали свернуть полотнища, а потом побили. Разбили в кровь лицо и ещё одному мужчине средних лет, высказавшем, судя по всему, отличную от точки зрения "несогласных" позицию. Да ещё прогнали с трибуны от греха подальше "неизвестно как туда пробравшегося" Владимира Ермолаева из ДПНИ, пояснив, что "мало ли что наговорит этот фашист, а нам потом отвечай".
Не удивительно, что уже спустя час после начала акции народ начал постепенно расходиться, и без того невысокий рейтинг "Солидарности" и других маргинальных политических сил, принимавших участие в организации митинга, ушёл в глубокий минус. По сути, инициаторы "митинга-концерта" не только не смогли объяснить, ради чего они собирались, но ещё и подложили приглашённым музыкантам большую свинью, выставив их по сути на посмешище (в этой связи можно было бы посоветовать Ю. Шевчуку, если он хочет устраивать бесплатные концерты, заниматься их организацией самостоятельно, не прибегая к услугам нечистоплотных политических сил). Прозвучавшие в конце мероприятия утверждения, что "в следующий раз соберём гораздо больше" - не более чем самоуспокоение. Судя по настроению аудитории, маловероятно, что ещё кому-нибудь придёт мысль ещё раз прийти на хоть на "митинг", хоть на "концерт".
Воскресное недоразумение на Пушкинской ещё раз должно заставить задуматься московские власти о целесообразности ведения переговоров с несистемной оппозицией о предоставлении ей центральных площадок для выступления. Как показывает практика, на обещанные "многотысячные" митинги приходят от силы пара-тройка сотен человек, а сами мероприятия заканчиваются неприятными инцидентами, вроде несанкционированных шествий и перекрытий дорог как во время "маршей несогласных", либо нарушением взятых на себя обязательств и прямым обманом как в случае с митингом в "защиту Химкинского леса", в раскрутку "защитников" которого уже было вложено и продолжает вкладываться огромное количество средств в долларовом эквиваленте.