Лучше реже, но больше
Уменьшение числа проверок бизнеса привело к тому, что возросли объемы взяток, которые берут чиновники
Уже второй год действует запрет на внеплановые проверки малого и среднего бизнеса без согласования с прокурорами. На днях Генпрокуратура представила данные, свидетельствующие о значительном сокращении числа таких проверок. Однако сами предприниматели отмечают: легче дышать им не стало, потому что, принеся в жертву количественные показатели, надзорные органы добирают свое в «качестве». Визитов проверяющих стало меньше, зато едва ли не каждый из них заканчивается для бизнеса плачевно. Контролеры приходят для того, чтобы найти хоть какое-то нарушение во что бы то ни стало. Плохо скрываемая изощренность проверок, по мнению предпринимателей, приводит к росту коррупции. Чиновники стали брать реже, но больше. В таких условиях постепенно забывается, что изначальная идея государственного контроля – не мешать, а помогать бизнесу работать.
По информации Генпрокуратуры, в первом полугодии этого года было рассмотрено около 20 тыс. обращений органов контроля всех уровней о согласовании внеплановых проверок предпринимателей. Для сравнения: во втором полугодии 2009 года их было более 26 тыс. Прокуроры считают, что такая динамика говорит о том, что представители надзорных органов стали более взвешенно подходить к осуществлению своих функций. Иными словами, понимая, что разрешение на «визит к бизнесу» можно и не получить, контролеры стали менее активными.
Впрочем, подобный вывод опровергает другая статистика. Генпрокуратура констатирует: в проведении каждой второй проверки в этом году было отказано по причине отсутствия оснований. Например, в Калужской области в этом году было отклонено 60% обращений на проверки малого бизнеса. На Дальнем Востоке доля отказов составляет 61,2%, в Орловской области – 74–75%. То есть оснований нет, но чиновники рвутся на предприятия, чтобы посмотреть, как там без них справляются. И не только, заметим, чиновники. В Приморском, Камчатском краях и Магаданской области выявлены случаи, когда должностные лица ОВД проводили проверки предпринимателей, не имея на то соответствующих полномочий, предусмотренных законом о милиции. Просто захотели – и пришли.
«Да, количество проверок со стороны различных служб уменьшается, но в статистику прокуратуры не попадает налоговая инспекция, которая, наоборот, активизировалась, – заметил по этому поводу управляющий директор исполкома «Деловой России» Николай Остарков. – Со стороны налоговиков контроль заметно усилился, поскольку у них есть возможность проверять бизнес внепланово, что они и делают».
Слова эксперта подтверждает статистика. По данным опроса ВЦИОМ, чаще всего бизнес жалуется именно на безудержную активность налоговой инспекции. Сегодня 65% предпринимателей говорят, что налоговики мешают им работать, в то время как в 2007 году таковых было 43%. Однако и другие надзорные органы, несмотря на то что число проверок уменьшилось, судя по всему, свое давление на бизнес не снизили. По крайней мере, в глазах предпринимателей, на втором месте среди тех, кто не дает им нормально действовать, оказалась Государственная противопожарная служба (50%). Также развитию бизнеса существенно мешает деятельность местных администраций (42%), работа Ростехнадзора (41%) и Роспотребнадзора (40%).
Кроме того, среди государственных структур, на которые бизнес жалуется чаще всего, числятся лицензирующие органы (38%) и региональные администрации (31%).
Принеся в жертву количественные показатели, чиновники едва ли не всех надзорных ведомств решили «добирать свое» на качестве проверок. По отзывам предпринимателей, с них стали требовать предъявления для контроля больший, чем прежде, пакет документов, иногда даже больше, чем предусмотрено законом. Это отмечают 33% опрошенных. К тому же они чаще стали слышать намеки на необходимость оплаты услуг (30%). Еще четверть пожаловались на «заказные» проверки. Наконец, нельзя не отметить, что по сравнению с 2007 годом доля тех, кто считает действия должностных лиц, осуществляющих проверки, некомпетентными, выросла с 17 до 24%. Иными словами, каждый четвертый убежден: его контролирует тот, кто в этом ничего не понимает. В таких условиях говорить о том, что в стране складываются партнерские отношения между бизнесом и государством явно затруднительно.
Но это сухие цифры, а за ними стоит повседневная практика, которая наших предпринимателей уже перестала удивлять. Некоторые даже воспринимают ее как должное. Например, в начале июля прокуратура Курганской области обнаружила, что региональное управление Роспотребнадзора создает для предприятий области административные барьеры. Так, сотрудники ведомства в нарушение регламента требовали с ряда предприятий при выдаче санитарно-эпидемиологических заключений лишние документы – ГОСТы на продукцию, технические условия и протоколы инструментальных замеров. Кроме того, «котроллеры» необоснованно затягивали сроки выдачи заключений. В итоге по требованию прокурора области к дисциплинарной ответственности было привлечено пять должностных лиц управления. Опрошенные предприниматели не увидели в этой истории ничего особенного – нечто подобное, по их словам, происходит повсеместно, и не только по линии Роспотребнадзора. Единственное, что бизнесменов удивило, так это то, что за произвол кто-то ответил.
Большинство опрошенных деловых людей ослабления внимания со стороны надзорных органов не почувствовали. «По сравнению с прошлым годом атмосфера для бизнеса не изменилась», – сообщила предприниматель Дарья Зиновьева, работающая в сфере антикварного и ювелирного бизнеса. Ситуация, по ее словам, характеризуется по-прежнему соотношением 50 на 50. То есть, если повезет, будешь работать спокойно, а нет – контролеры замучают. И хотя формально проверок стало меньше, каждая из них теперь таит опасность для бизнеса. Г-жа Завьялова утверждает, в частности, что надзорные органы чаще стали идти даже на подтасовку документов, чтобы «выявить» нарушения и заставить бизнес платить.
Предприниматель Сергей Иванов, занимающийся энергосбережением и экологией, подтверждает: характер проверок изменился явно не в лучшую сторону. «К примеру, сфера нашей деятельности – электроэнергетика, казалось бы, новое инновационное направление, которое, как власти считают, нужно поддерживать и развивать, – рассказал бизнесмен. – Но мало того, что никакой господдержки нет и в помине, мы сталкиваемся с довольно странными вещами, которые позволяет себе государство. Мы, например, готовим проектные документы для правительства Московской области, а потом вдруг через месяц после начала работы к нам приходят с проверкой, требуя эти документы предоставить. Приехал человек, который заявил, что он представитель службы безопасности правительства области. Причем здесь безопасность?! Что вдруг понадобилось срочно проверить?! Некоторые наши сотрудники восприняли это как «визит» из УБЭПа, в офисе началась паника. Нормальной работе такое рвение чиновников уж никак не способствует».
Впрочем, некоторые представители деловой среды полагают, что бизнес отчасти сам спровоцировал ужесточение требований со стороны надзорных органов. В ответ на обещание властей отказаться от ненужного и необоснованного контроля он расслабился и решил, что никакие проверки ему уже не страшны. Член президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Дмитрий Кравченко считает, что это привело к тому, что некоторые его коллеги перестали выполнять необходимые и вполне законные требования. «Допустим, пришли к вам и увидели, что у вас Windows пиратский. Можно, конечно, ругаться по этому поводу, но он же пиратский, и спорить с этим бесполезно. Или та же противопожарная служба. Ну, пришли ко мне в офис, а у меня либо нет противопожарной системы, либо она не работает. Они же правы, когда требуют ее поставить. Другое дело, что зачастую от любых требований предприниматели просто откупаются. Или другой пример. Все знают, что в России бизнес нелегально обналичивает деньги, но никто же не душит, не закручивает гайки так, чтобы стало невозможно работать. Государство с этим вынуждено мириться, и люди продолжают уходить от налогов».
С аргументами г-на Кравченко можно поспорить. Так, немало опрошенных предпринимателей полагают, что уменьшение числа проверок с точки зрения их взяткоемкости дало обратный эффект. Если раньше брали понемногу и не со всех, то сегодня гораздо больше визитов заканчиваются «благодарностью». Чиновники таким образом перефразировали известный призыв классика и стали жить по принципу «лучше реже, но больше». По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, 49,3% предприятий осуществляли в 2009 году неформальные выплаты чиновникам. А поскольку такие деньги по ведомости не проведешь, нужны не учитываемые суммы. А это дает плачевный итог: теневой оборот малого бизнеса сегодня составляет 29,5%. В целом же на взятки у среднего предприятия уходит 8% оборота. «К сожалению, коррупция не то, что не ослабевает, а наоборот, только усиливается», – подтверждает Сергей Иванов.
По мнению предпринимателей, власти, ограничив число проверок, теперь должны задуматься о методике их проведения, качестве, а главное – о конечной цели. Ведь от того, что чиновник теперь за один раз «уносит» столько, сколько прежде он мог взять за три «визита», никому легче не стало: ни бюджету, ни бизнесу. Если государство действительно стремится стать партнером бизнеса, у него должна быть совсем иная философия. «На Западе проверяющие органы работают, чтобы помогать бизнесу, у них нет плана добиться любой ценой каких-то штрафных санкций. У нас все наоборот. Та же налоговая приходит исключительно с целью найти какие-то нарушения, – размышляет Николай Остарков. – И они этого не скрывают, зачастую признают, что уйти просто так, с пустыми руками не могут. Так что дело тут не в частоте проверок, а в установке, которую дает государство. Налоговая инспекция должна помогать предпринимателям правильно платить налоги, и только если кто-то уклоняется, наказывать. А для них сейчас главное – найти нарушения у каждого».
Предприниматель Сергей Иванов убежден: партнерства бизнеса и государство не может быть до тех пор, пока предприниматели ясно не поймут, что от них хотят. Пока же логика проверяющих органов им сплошь и рядом не ясна. «На сегодняшний день работает советский подход: проверять, проверять и еще раз проверять. Порой даже складывается ощущение, что государству от нас ничего, кроме этих проверок, не нужно», – недоумевает бизнесмен.