Главный враг - контрафакт
Поднимать легкую промышленность будут силовыми методами
Главные враги российской легкой промышленности - контрафакт и контрабанда. Поэтому и поднимать российский легпром правительство решило путем активизации борьбы с контрафактной продукцией.
Такую задачу силовым ведомствам, таможне и Минпромторгу поставил премьер Владимир Путин на заседании президиума правительства.
«Считаю необходимым серьезно усилить борьбу с контрабандой и нелегальным производством и уже в ближайшее время добиться коренного улучшения ситуации», - заявил Владимир Путин.
Нелегальный импорт, контрафакт и подпольное производство - ключевые проблемы. «Борьба вроде бы ведется, но что-то результатов пока мало. А результат в таких случаях - это посадки в тюрьму. Где посадки-то?» - с таким вопросом Путин обратился с министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву. Ответа не последовало.
Левые 40%
По данным Владимира Путина, до сих пор контрафактная продукция занимает 40% рынка (несколько лет назад, по его словам, это было 70%). Речь идет только о легкой промышленности, наибольшую долю в которой занимает текстиль.
Как говорится в проекте стратегии развития легкой промышленности до 2020 года, подготовленной Минпромторгом, текстильная, швейная и меховая отрасли занимают 75% в общем объеме легкой промышленности. На продукцию кожевенно-обувного производства приходится около 25%.
40% контрафакта - огромная цифра в денежном выражении. По данным Минпромторга, оборот розничной торговли одеждой, тканями, трикотажными и другими изделиями, обувью в 2008 году составил 2 трлн рублей. Внешнеторговый оборот - 481,5 млрд рублей.
С ситуацией в сфере интеллектуальной собственности и программного обеспечения дела обстоят еще хуже. По данным Международной ассоциации производителей программного обеспечения (BSA), уровень компьютерного пиратства в России по итогам 2008 года составил 68% (на 7% меньше, чем в прошлом году). Производители легального программного обеспечения недосчитались $4,2 млрд, подсчитали в BSA.
Борьба правой и левой руки
Владимир Путин направил на борьбу с контрабандой и контрафактом таможню, МВД, ФСБ и прокуратуру. «Несколько лет назад я практически разогнал все руководство таможни. И что? Каналы как работали, так и работают до сих пор», - заявил Путин. Он упомянул и один из рынков, на котором хранятся контрафактные товары на более чем $2 млрд, их так и не уничтожили.
Основной источник контрафакта, по мнению Путина, - «подпольные цеха», где нарушаются трудовые права, совершаются преступления против интеллектуальной собственности. Они создают серьезное поле для коррупции и уклоняются от уплаты налогов.
Впрочем, эксперты видят и другую причину контрафакта. «Борьба с пиратством в России - это борьба правой и левой руки одного организма. Пиратские диски, например, у нас производятся не самогонщиками в подвалах гаражей, а огромными конверсионными предприятиями», - уверен музыкальный критик Артемий Троицкий.
Бороться с таким контрафактом гораздо сложнее, чем с тем, который произведен в подпольных цехах. «Предприятие может в две смены выпускать легальную продукцию, а в третью - нелегальную, когда нет налогового контроля на предприятиях. Эта продукция практически не отличается от легальной по качеству», - считает директор аналитического Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.
Нановаленки
Поднимать легпром планируется, конечно, не исключительно на пути борьбы с контрафактом. По словам Владимира Путина, в 2009 году в бюджете предусмотрено 200 млн рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам для предприятий легпрома, 90 млн рублей - на кредиты на техническое перевооружение. Он назвал и уже принятые меры. Прежде всего это отмена импортных пошлин на ввоз технологического оборудования, а также субсидирование процентных ставок по кредитам на закупку сырья, техническое перевооружение, производство экспортной продукции. По словам главы правительства, в 2006-2008 годах объем господдержки составил 561 млн рублей, в том числе 450 млн рублей на субсидирование процентных ставок, 55 млн на стимулирование экспорта, 52 млн на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). За это же время импортного оборудования было завезено на $500 млн.
Кроме того, стратегия развития легкой промышленности до 2020 года предусматривает перевод отрасли на инновационные рельсы. «Для реализации стратегии предполагается задействовать венчурные фонды, инновационный фонд, гранты, собственные средства предприятий субсидии и бюджетное финансирование НИОКР, мегапроектов и других инновационных проектов», - говорится в стратегии.
Большая надежда возлагается и на разработку наноструктурированных материалов на основе текстиля. Для этого, если верить тексту стратегии, планируется создать «научно-производственный комплекс нанотехнологий - центр коллективного использования разработанных в академических институтах и в НИИ легкой промышленности нанотехнологий и нанопродуктов».
Полуборьба с контрафактом
Более 40% товаров легкой промышленности попадают в Россию незаконно или производятся в подпольных цехах. Об этой проблеме напомнил вчера премьер-министр Владимир Путин на заседании президиума правительства. Он признал, что, хотя ситуация улучшается, происходит это слишком медленно.
Вчера в Федеральной таможенной службе (ФТС) отказались комментировать слова премьера.
В феврале 2009 года Министерство промышленности и торговли, ФТС и МВД уже создали межведомственную комиссию для борьбы с контрафактом и контрабандой в легкой промышленности. Для достижения этой цели комиссия в соответствии с планом работы намеревалась усилить контроль за ввозимой в Россию продукцией и разработать проекты законов, ужесточающие ответственность за производство, реализацию и ввоз контрафактных и поддельных товаров легкой промышленности. Кроме того, в этом году комиссия планировала подписать двухсторонние соглашения о совместном мониторинге экспорта товаров легкой промышленности с самыми крупными поставщиками серого и черного импорта - Китаем, Турцией, Индией и Польшей.
Однако, как сообщили в Минпромторге, с февраля состоялось всего два заседания комиссии. Одно носило формальный характер, по результатам второго был принят ряд рекомендаций. Так, в итоговом протоколе этого заседания (есть в распоряжении «Газеты») МВД было предложено «обеспечить оперативное реагирование на информацию, предоставляемую отраслевыми союзами, ассоциациями и представителями бизнес-сообщества по вопросам, связанным с контрабандой и незаконным производством продукции легкой промышленности».
Ассоциациям и союзам текстильной и легкой промышленности, в свою очередь, предложили подготовить предложения для внесения изменений в механизм таможенно-тарифного регулирования и представить информацию о фактах недобросовестной конкуренции с целью инициирования специальных антидемпинговых расследований.
Чем силен контрафакт?
МИХАИЛ ФЕДОТОВ, руководитель кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности при Государственном университете - Высшей школе экономики:
- Контрафакт силен низкими ценами и достаточно удовлетворительным качеством. Сегодняшние цифровые технологии позволяют сделать так, что простой потребитель не сможет отличить официальную копию от неофициальной. Законодательство по борьбе с контрафактом у нас есть, но почти не работает. Сегодня же мы наблюдаем некоторое сокращение контрафактной продукции. Правда, когда мы видим реальное сокращение контрафактных музыкальных дисков, то нужно понимать реальные причины этого: развитие интернета. Сейчас гораздо проще в интернете скачать пиратский аудиофайл, чем идти на рынок и покупать там нелицензионный диск. Так что развитие интернета помогает нашим правоохранительным органам показывать хорошую статистику в борьбе с контрафактной продукцией. А вот экономический ущерб для страны все равно становится больше, потому что растут цены. Речь идет о сотнях миллионов долларов. И еще. Нашу страну часто упрекают (в частности, США) в том, что мы не уделяем должного внимания борьбе с контрафактом, и от этого американские правообладатели терпят убытки. Но давайте не будем забывать о том, что и российские правообладатели тоже терпят убытки. Развитие пиратства - это болезнь, от которой наша культура может понести колоссальные потери, причем гораздо большие, чем американская, французская или китайская культура. Ведь там тоже покупают пиратские копии наших правообладателей, и они не получают то, что могли бы получать законным путем. И еще: пиратство - это удар по бюджету страны, потому что пират никогда не платит налоги.
ВЯЧЕСЛАВ ЗАЙЦЕВ, художник-модельер, телеведущий:
- В нашей стране авторские права пытались восстанавливать неоднократно - и что с того? Много лет назад я тоже пытался защищать себя, но пока в течение двух лет готовили документы, у меня к этому пропал всякий интерес. Я не знаю, когда нам удастся отладить систему так, что каждый индивидуум, каждый автор будет надежно защищен. Что самое обидное - каждый день крадут идеи, и, честно говоря, я уже отчаялся. Я активный пользователь интернета и всегда выкладываю во всемирную сеть свои задумки и модели и часто вижу, как, скажем, через год эти задумки воплощаются в моделях, показанных моими замечательными коллегами во Франции или Италии. И что же тут поделаешь? Просто я пришел к выводу, что раз мои идеи кто-то берет себе, значит, они интересны. Ну и пускай берут, а у меня еще будут новые идеи.
ПАВЕЛ КРАШЕНИННИКОВ, председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (фракция «Единая Россия»):
- Он силен потребителями, ведь они чаще всего покупают то, что дешевле. Это и музыкальные диски, и водка, и лекарства. Но если в диске мы можем просто что-то не услышать, то от употребления контрафактной таблетки можно просто отдать концы. Так что сила контрафакта всеобъемлюща и разрушительна. Но борьба с этим, по сути, началась совсем недавно, потому что у нас уголовные статьи появились не так давно. А нормы по защите интеллектуальной собственности возникли у нас всего год или два назад, а до этого целая экономика и различные индустрии работали на производство контрафакта. Но сейчас появились уголовные статьи, которые подразумевают жесткие меры, вплоть до ликвидации юридического лица. Наверное, все заметили, что теперь на лотках почти перестали продавать контрафактную продукцию.
СЕРГЕЙ ЗИВЕНКО, президент торгово-промышленной группы «Кристалл»:
- Легальные производители живут в правовых рамках, а производители контрафакта существуют вне закона. Этим и силен контрафакт. Так что им легче, у них другая себестоимость, да и вообще все дешевле. К тому же они налогов не платят. Да, я часто вижу подделки нашей продукции, и этому очень тяжело противостоять. В этом смысле МВД нам не очень помогает. Например, они накрывают производство нелегальной алкогольной продукции в одном месте, а через месяц оно возникает в другом. Нам нужны не точечные акции, а комплексные меры. И законы надо менять, потому что они устарели. Я думаю, что если правительство захочет этим заняться, то оно быстро может обуздать гидру контрафакта.
АНДРЕЙ МАКАРЕВИЧ, композитор, певец:
- Разруха не на рынках, а в головах. Покупать ворованное - это у нас в порядке вещей, потому что дешевле. Пока в сознании людей это будет оставаться, то будет и контрафакт. А правительству на это наплевать.
Судьба челнока
Без уплаты таможенных пошлин, налогов граждане могут ввозить в Россию товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает 65 тыс. рублей, а общий вес - 35 килограммов.конецформыначалоформы Если гражданин ввозит в страну товары, общая стоимость и/или общий вес которых превышают указанные размеры, но не более 650 тыс. рублей и не более 200 килограммов, то для них применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 килограмм.
В плане работы Федеральной таможенной службы (ФТС) на этот год стоит разработка законопроекта, которая ужесточит существующие квоты. Как сообщила начальник управления правового обеспечения законопроектной деятельности службы Ольга Щербакова в интервью корреспонденту «Газеты», законопроект разрабатывается в рамках борьба с челноками. Он пока не готов, однако туристооборот одного из самых популярных в России челночных направлений - Китая - говорит в том числе о том, что ФТС уже усилила контроль. Так, по данным государственной администрации туризма Китая, за январь 2009 года КНР посетили 1,44 млн иностранных граждан (это на 31,2% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года). При этом число россиян, посетивших страну в этом году, снизилось на 51,5%, составив 120 тыс. человек вместо почти 250 тыс. человек в прошлом году.