Аппаратный реванш бывшего тверского губернатора Владимира Платова не состоялся
Ничем вроде бы не примечательный Бежецкий район Тверской области не так прост, как может показаться стороннему незаинтересованному наблюдателю. Долгие годы эта территория воспринималась как «трамплин» для перспективных управленцев, переходивших отсюда на областной и даже на федеральный уровень. Как в высшем руководстве «Единой России» по сей день существует так называемый «саратовский клан», состоящий из Вячеслава Володина, Любови Слиски и некоторых других, так и в тверской региональной политике до сих пор существует клан «бежецкий», сформированный главным образом стараниями бывшего губернатора Тверской области Владимира Платова. И хотя Владимир Платов ещё в 2003 году лишился губернаторской должности, чудом не угодив в тюрьму, «бежецких» в областном руководстве всё ещё немало.
Новое пришествие «бежецких выдвиженцев» на областной «политический олимп» едва не состоялось в октябре 2008 года. Именно тогда руководитель Бежецкого местного отделения «Единой России» Виталий Тихолаз выдвинул свою кандидатуру на должность главы областного исполкома «Единой России», а глава Бежецкого района Михаил Шибанов, по слухам, активно готовился к переезду в областной центр на вице-губернаторскую должность, - причём, местные наблюдатели поговаривали в связи с этим об аппаратном реванше со стороны бывшего губернатора Владимира Платова, с которым у Шибанова сохранились весьма доверительные отношения. Однако, в последний момент новые назначения Тихолаза и Шибанова сорвались, а на стол тверскому губернатору Зеленину, якобы, легла докладная записка о «подвигах» и об истинных целях указанных «перспективных управленцев».
Главным фактором, разрушившим карьерные планы Виталия Тихолаза и Михаила Шибанова, стала даже не их близость к Владимиру Платову, о которой всем было прекрасно известно и которая долгое время никого не смущала, а провальные результаты кампании по выборам депутатов местных советов. По её результатам «вдруг» выяснилось, что рейтинг «Единой России» в Бежецке упал более, чем в два раза в сравнении с недавними думскими и президентскими выборами. Причём, ответственность за провал возложили персонально на Михаила Шибанова, который, во-первых, инициировал раскол среди бежецких единороссов, а во-вторых, как писали СМИ, сумел воспользоваться им для укрепления личного политического веса в ущерб интересам партии. По первому пункту обвинения сообщалось о конфликте Шибанова с главой города Бежецка Михаилом Молчановым, который сначала был исключен из «Единой России», а затем и отстранён от должности, причём сделано это было так неуклюже, что позднее суд отменил оба эти решения. Что же касается личных «политических интересов» Шибанова, то федеральное информагентство Регионы.ру, к примеру, писало об этом так:
«Местные бежецкие единороссы, в общем-то, симпатизировали Михаилу Молчанову, и не очень доверяли Михаилу Шибанову. Дошло до того, что сразу после молниеносно организованного «исключения» Молчанова из «партии власти», её в знак протеста покинуло ещё 15 человек (всего в ячейке 400). Как следствие, Шибанов понимал, что на предстоящих выборах надежда на местный партийный ресурс слабая, натрави на него хоть три Тихолаза. Поэтому в районе неожиданно расцветает «многопартийность». К предстоящим выборам спешно создаётся ячейка партии ЛДПР, актив которой составляют лояльные лично Михаилу Шибанову люди. А дальний родственник Шибанова – Владимир Баюнов - рвётся в бежецкие депутаты под вторым номером в списке «Справедливой России», не жалея желчи на высмеивание в том числе и «Единой России». Сам же Шибанов в подконтрольной ему районной прессе активно раскручивает тему «расколов» и «партийных чисток», которая не только не добавляет популярности «партии власти» у рядовых избирателей, но напротив – в конечном счёте играет на руку её оппонентам».
В добавок ко всему, бежецкие события очень неудачно стали достоянием общественности в момент подготовки к федеральному съезду «Единой России», на котором, в числе прочего, должны были обсуждаться вопросы «партийной дисциплины» на местах. Как утверждают инсайдеры, в кулуарах съезда активно распространялась справка по положению дел в Бежецком районе. А в ней утверждалось, что за десять лет работы Михаила Шибанова количество жителей Бежецкого района сократилось с 45000 до 36000 человек. Что ежегодно в районе «списываются» 1-2 деревни, закрываются школы и детские сады. Что год назад в районе была закрыта спортивная школа олимпийского резерва. И что если в 1998 году на каждую тысячу жителей района приходилось 27 врачей, то к 2008 году их осталось только 22 – при том, что в среднем по Тверской области сегодня насчитывается уже 34 врача на каждую 1000 жителей.
Обсуждалась на федеральном уровне и история с приватизацией Бежецкого мясокомбината. В 1998 году, после прихода Михаила Шибанова к власти в Бежецком районе, лучший на тот момент в области и высокорентабельный комбинат, якобы, был продан за копейки, причём его директором стал... учитель истории одной из местных школ. Уже через полгода вчерашний «флагман переработки» был остановлен – и не работает до сих пор. Похожая ситуация сложилась и с местным молочным комбинатом: в 2000 году – на момент начала приватизации - здесь выпускалось по 60 тонн продукции в стуки, сегодня выпуск нулевой. Единственная муниципальная аптека – третий год банкротится... Тверские делегаты съезда «Единой России» также вспомнили про муниципальное предприятие «Лессервис» по полной переработке леса, которое при Шибанове, якобы, было продано по цене 4-х комнатной квартиры в Бежецке, без всякого аукциона. А муниципальное предприятие по пассажирским перевозкам вместе с подвижным составом и автостанцией проданы были уже по цене 3-х комнатной квартиры, - правда, в Твери. По такой же схеме, как утверждалось, был реализован и бежецкий городской рынок.
Наконец, Михаилу Шибанову подыскали и «недоброжелателей» в большом бизнесе, причём не откуда-нибудь, а из всесильного «Газпрома». Утверждалось, что в 2005 году «Газпром» выделил 12 млн. рублей для проведения рекультивации земель Бежецкого района, затронутых при прокладке газопровода. К рекультивации, по мнению авторов анонимной записки, никто даже не приступал. Деньги в сумме 12 млн. рублей были использованы для ремонта и строительства дорог в городе и районе. Точнее, деньги эти были «частично освоены»: если в самом Бежецке хотя бы действительно отремонтировали ряд улиц, то в районе дорожный ремонт до сих пор так и не начинался, - хотя деньги на это списали ещё в 2006 году, пишет "Новый Коготь".
Безусловно, все перечисленные выше анонимные претензии к Михаилу Шибанову так и не получили какого-либо формального выражения, равно как и юридического подтверждения. Однако, сам факт их обсуждения в кулуарах федерального съезда «Единой России» на некоторое время закрыл для Михаила Шибанова и его соратника по партийной линии Виталия Тихолаза перспективы для карьерного роста. А значит и «аппаратный реванш» т.н. «бежецкого клана» из числа верных соратников бывшего тверского губернатора Владимира Платова отложен на неопределенный срок.