Пластиковая Голгофа
Пакеты из полиэтилена грозят большим городам экологическим бедствием
Советские люди и мечтать не могли об удобных пакетах, которые можно спокойно взять в магазине и положить туда продукты. Современная же Россия решает проблему совсем иного рода – куда их деть? Полной утилизации они не подлежат, а при сжигании выделяют сильнейшие яды. В конце сентября в Петербурге начнут производить так называемые самоутилизируемые пакеты. Но это капля в море, и когда они появятся во всей России, неизвестно. В то время как в западных странах идет сокращение производства полиэтиленовой и пластиковой тары, у нас оно только набирает обороты.
Первый полиэтиленовый пакет был выпущен в США полвека назад. Удобная и дешевая упаковка сразу понравилась и продавцам, и покупателям. Ее производство ежегодно увеличивалось. Тогда никто не задумывался, что сегодня утилизация полиэтилена станет одной из самых серьезных экологических проблем. По статистике, озвученной на заседании Совета безопасности РФ в начале этого года, темпы роста токсичных отходов в России опережают динамику ВВП. Только Москва ежегодно производит 5,5 млн. тонн мусора в год. 7–9 % отходов – полиэтиленовые пакеты. Вместе с пластиковыми бутылками и упаковочной пленкой они составляют 40% от всего объема бытового мусора.
Упаковка из синтетических полимеров практически не подвергается разложению в естественных условиях, а при сжигании выделяет такие яды, как диоксины и фураны. Воздействие этих вредных веществ россияне уже почувствовали на себе. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 20% наших соотечественников ежегодно умирают из-за болезней, вызванных загрязнением окружающей среды. Не говоря уже о том, что пригороды мегаполисов превращаются в огромные мусорные свалки. Если так пойдет и дальше, сбудется печальный прогноз лауреата Нобелевской премии, датского физика Нильса Бора: «Человечество погибнет не от атомной бомбы и бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов».
Бесплатно, потому опасно
Стремительный рост производства полиэтиленовых пакетов во многом связан с тем, что их бесплатно выдают покупателям практически во всех крупных супермаркетах. Здесь и проявляется известная тяга наших соотечественников к «халяве». Москвичи охотно берут с собой не по одному пакету, а сразу несколько, не без оснований полагая: «В хозяйстве пригодится». В таком пакете и продукты удобно держать, и мусор выбрасывать. О том, как пакеты будут потом утилизировать, горожане не задумываются. Правда, в некоторых торговых сетях уже начали борьбу за экологическую чистоту города. «Во всех наших магазинах на кассе можно взять не только полиэтиленовые пакеты, но и бумажные, – рассказали в пресс-службе «Седьмого континента». – Они большие и прочные, значит, их можно брать с собой в магазин много раз».
Здесь стоит отметить, что за один бумажный пакет придется заплатить 7 рублей. Цена не бог весть какая, но большинство покупателей предпочитают брать бесплатные полиэтиленовые.
«В России фактически поощряется производство пластиковых пакетов, – заявил сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк. – Такого нет ни в одной западной стране. Там за любые пакеты нужно платить. Более того, в западных странах активно поощряют использование многоразовых сумок. И, самое главное, там люди понимают: выбирая экологически чистый пакет, они вносят свой вклад в защиту окружающей среды, гарантируя себе и другим продление жизни».
Мусор – отдельно, пакеты – отдельно
Россияне вообще об экологии задумываются редко. В частности, у нас до сих пор не прижилась система раздельного сбора мусора. «Если бы всю пластиковую тару выбрасывали в отдельные контейнеры, то утилизировать ее было бы значительно легче, – пояснил г-н Сливяк. – К тому же при хаотичном сборе мусора есть вероятность того, что пластик будет попадать на мусоросжигательные заводы». В лучшем случае пластиковая тара вместе с другим мусором «вечным грузом» покоится на подмосковных свалках.
«Проблема в том, что наши власти не ведут работу с населением, – рассказал заведующий научно-проектным отделением сохранения и развития природного комплекса Института генерального плана Москвы Александр Минин. – На Западе система раздельного сбора мусора тоже прижилась не сразу, но там людям долго и терпеливо объясняли, что это в их же интересах. У нас подобный эксперимент не первый год безуспешно проходит в нескольких районах Москвы».
Впрочем, в провале эксперимента виноваты не только жители. «Контейнеры поставили, а для чего они нужны, людям не объяснили, – сообщил г-н Минин. – Бывало, доходило до курьезов. Грузчики, которые развозили контейнеры, сами не знали о смысле эксперимента и ставили в одном дворе, например, шесть баков для бумаги. Разумеется, у жильцов не было другого выхода, как выбрасывать туда все без разбора».
Вдох-выдох
В столичном правительстве тему утилизации полиэтилена поднимали не раз, но своими силами решить ее не могут. «Чтобы перейти на использование экологически чистой тары, нужна поддержка власти на всех уровнях, – отметила в интервью пресс-секретарь столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Ирина Брайнина. – В начале сентября мы провели совещание с директорами сетевых магазинов. Пытались с ними договориться, чтобы они использовали только экологически чистую бумажную упаковку. Однако решить этот вопрос так и не удалось. Необходимо разработать федеральный закон об использовании пластиковой тары».
Пока же в России нет даже четких программ по сокращению производства и утилизации полиэтилена. «Я не вижу предпосылок, чтобы изменить ситуацию к лучшему, – заявил член Комиссии по экологической политике Мосгордумы Сергей Митрохин. – Нужна политическая воля органов власти, но также важно грамотно стимулировать бизнес для того, чтобы магазинам было выгодно использовать экологически чистую упаковку. А заниматься этим никто не хочет». Г-н Митрохин подчеркнул, что по защите окружающей среды в столице есть множество программ. Однако все они, по сути, существуют только на бумаге. «Например, вместо того, чтобы заняться раздельным сбором мусора, власти приняли решение построить мусоросжигательные заводы в каждом округе Москвы, кроме Центрального, – пояснил депутат. – Их будут возводить по технологиям, которые использовали в Европе еще в 30-х годах. Сортировать мусор не будут, свалят все в кучу и подожгут. Можно представить, чем мы будем дышать».
Уйдут в воду
Несмотря на пессимистическую картину, в России все-таки начинает развиваться производство экологически чистой тары. Например, в конце сентября в Петербурге готовится к запуску производство саморазлагающихся полиэтиленовых пакетов, которые поступят во все продовольственные магазины города, сообщает собственный корреспондент в Северной столице Наталья Шергина. «На каждом из них будет стоять маркер «самоутилизируемый», – пояснил глава петербургского отделения экологической организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук. – Если раньше ученые утверждали, что пластик не разлагается даже через 100 лет, теперь нам известно, что химики еще в конце XX века создали катализаторы для ускорения процессов биоразложения этого материала. Их действие основано на резком ускорении процессов окисления под влиянием солнечного света и кислорода. К счастью, бизнесмены Петербурга обратили на эту технологию внимание, и теперь при производстве пластика будут добавлять в него мизерные доли катализатора. От такой упаковки через пару-тройку лет останется лишь лужа воды».
По мнению экологов, с помощью такой технологии проблема ликвидации полимерных отходов в Петербурге может быть решена. Это позволит вдвое сократить размеры мусорных полигонов и очистить воздух от диоксинов, выделяемых при сжигании полиэтилена. Правда, пока неизвестно, насколько высоким будет спрос на экологически чистые пакеты, ведь себестоимость полиэтилена с добавкой повысится на 30%. И все же покупатели идею петербургских предпринимателей одобрили. По данным недавнего соцопроса, от использования полиэтиленовых пакетов ради экологической безопасности готовы отказаться 82% россиян. Но до конкретного отказа дело пока не дошло.