500 млрд дани
Минфин повышает собираемость налогов

Глава Минфина Алексей Кудрин, как стало известно "Газете", готовит российским налогоплательщикам неприятный сюрприз к Новому году. Его ведомство предлагает с 1 января 2008 года ужесточить правила сбора НДС, уплаты подоходного и единого социального налогов, а также отменить несколько налоговых льгот. Цена вопроса - как минимум 500 млрд рублей. Именно такую сумму Кудрин намерен собрать только ужесточением сбора НДС.
Впрочем, руку к подарочному набору налогоплательщика приложил и премьер Михаил Фрадков. 24 мая при рассмотрении итогов исполнения бюджета-2007 в первом квартале он потребовал у Минфина, МЭРТа и Федеральной таможенной службы представить к 15 июня меры по ликвидации выявленного в первом квартале недобора налогов. Недособрали 198 млрд рублей. К тому же налоговая служба еще в начале года предупреждала, что не сможет выполнить план 2007 года по сбору НДС в 1,3 трлн рублей. Предполагаемая недостача - 400 млрд рублей.
В Минфине приказ премьера выполнили в срок и в конце прошедшей недели отправили на согласование в МЭРТ и на таможню проект письма правительству. Его подписал заместитель министра финансов Сергей Шаталов. Документ Минфина поступил и в редакцию "Газеты".
Шаталов рвет конверты
Один из фискальных резервов 2008 года Минфин видит в сужении серой зарплатной зоны. В письме Шаталова указывается, что, по данным Росстата, объем скрытой оплаты труда составляет 2,5 трлн рублей, или 27,3% от общей суммы оплаты труда наемных работников. В связи с чем потери бюджетной системы Минфин оценивает в 330 млрд рублей по подоходному налогу ежегодно (около 1,1% ВВП) и 624 млрд рублей (2% ВВП) по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Минфин предлагает ужесточить государственную регистрацию юридических лиц. Установка дополнительных регистрационных барьеров, как уверены в Минфине, усложнит жизнь фирмам-однодневкам, через которые в значительной мере и выплачиваются теневые зарплаты.
Однако далеко не все конверты следуют через однодневки. Есть и другие схемы. Но выявлять и ликвидировать их в ведомстве Кудрина не спешат. В письме Шаталова отмечается, что эти изменения "необходимо осуществлять с принятием концептуальных решений о развитии системы пенсионного и социального обеспечения". Но это прерогатива не правительства, а законодателя.
Шаталов фильтрует плательщиков
Недобор налогов случается не только из-за серых конвертов. Шаталов подчеркивает, что, "кроме того, имеется значительный объем потерь по налогу на прибыль и НДС, оценить который крайне сложно".
В его письме предлагается механизм спецрегистрации плательщиков НДС.
Речь идет о создании своего рода клуба белых плательщиков НДС по аналогии со списками благонадежных импортеров. В Минфине утверждают, что у прошедших через сито еще не разработанных условий фильтрации не будет проблем с возвратом НДС. По одной простой причине: допущенных налогоплательщиков будет намного меньше, чем недопущенных. И поэтому налоговое администрирование для первых упростится. По этой же причине фискалы надеются получить с отфильтрованных плательщиков не менее 500 млрд рублей в 2008 году.
"Введение особой процедуры регистрации плательщиков НДС позволит сосредоточить усилия налоговых органов на администрировании меньшего количества налогоплательщиков, что может привести к дополнительным доходам бюджетной системы в размере около 500 млрд рублей в расчете на 2008 год", - отмечается в письме Шаталова.
Однако эти планы у налогоплательщиков, которых "Газета" ознакомила с письмом Шаталова, вызвали шок. Замруководителя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков опровергает расчеты Минфина. "Непонятно, как появилась цифра 500 млрд рублей. Тот факт, что меньшее число налогоплательщиков проще администрировать, не вызывает сомнений. Но будут ли эти налогоплательщики платить больше - еще вопрос", - размышляет он. По его словам, подобные цифры могут "послужить приманкой, демонстрирующей не реальную, а лишь виртуальную эффективность механизма регистрации плательщиков НДС". Пострадают же опять налогоплательщики, число отказов в возмещении НДС из бюджета которым, по мнению Белякова, возрастет как раз на заявленные 500 млрд рублей.
Шаталов отбирает льготы
"Следует продолжить сокращение количества налоговых и таможенных льгот", - отмечается в письме Шаталова. "Введение "амортизационной премии" по налогу на прибыль организаций в виде отнесения на расходы, уменьшающие налоговую базу до 10% стоимости приобретенных основных средств и прочих затрат на капитальные вложения, привело в 2006 году, по экспертным оценкам, к потерям бюджетной системы в размере 12,7 млрд рублей", - уверяет Шаталов. И добавляет: Минфин считает целесообразным применять ускоренную амортизацию только в отношении основных средств, непосредственно участвующих в процессе производства товаров (работ, услуг), и обязать налогоплательщиков "восстанавливать сумму заявленной льготы в случаях досрочного выбытия основных средств, по которым была применена льгота". Таким образом, Минфин предлагает ограничить действие "амортизационной премии", которая вводилась для стимулирования инвестиционной активности предприятий.
"В условиях, когда перед Россией стоит задача преодоления технологического отставания и создания нормальных условий труда, взгляд на амортизационную политику через призму выпадающих доходов бюджета - верх абсурда", - возмущается Сергей Беляков. По его словам, амортизационная премия - пример целевого стимулирования, и вводить здесь какие-то ограничения нецелесообразно. "Когда РСПП поднимал вопрос о возврате инвестиционной льготы, Минфин в качестве альтернативы предлагал рассмотреть вопрос об увеличении амортизационной премии. Мы считали этот вопрос решенным. Однако последняя инициатива Минфина свидетельствует об обратном", - усомнился в договороспособности Минфина представитель бизнес-сообщества.
Чем увеличение собираемости налогов отличается от фискального терроризма?
Евгений Ясин, научный руководитель ГУ-ВШЭ:
Заведомо говорить о любых мерах, что они окажутся фискальным терроризмом, нельзя. Нужда в улучшении администрирования налогов имеется, и резервы очень большие, в том числе по части НДС. Предлагавшаяся пару лет назад схема, связанная с введением НДС-счетов, была отвергнута достаточно бездоказательно. Я не настаиваю на том, чтобы применялся именно этот метод, но искать решение необходимо. Должна быть построена законная система администрирования, которая прозрачна, хорошо известна налогоплательщикам и налоговикам, а также позволяет навести порядок в этой области. При этом то, что было раньше, неприемлемо, поскольку тогда налоговые службы всегда были правы и просто пользовались своим положением.
Владимир Никитин, зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам (фракция "Справедливая Россия - "Родина"):
Моя позиция заключается в том, что я не верю в эффективность каких-либо мер, связанных со сбором НДС. Я считаю, что в нынешних условиях данный налог показал свою полную неэффективность и скоро станет уже отрицательным, когда возвраты превысят налоговые поступления. Налог на добавленную стоимость вводился Гайдаром и его командой главным образом для разрушения экономики СССР, которую они считали неэффективной. Теперь же стало очевидно, что этот налог не поддается разумному реформированию, а становится лишь тормозом для развития экономики и порождает новые криминальные схемы. Поэтому самым эффективным и кардинальным методом решения запутанной ситуации с НДС я считаю переход на налог с продаж.
Андрей Черепанов, руководитель "Проекта национального развития":
По моему мнению, нужно радикально менять саму систему налогообложения, делая ее уход от администрирования действительно невозможным. Причем администрирования не силового, а аналогичного добровольному желанию платить государству. Однако это возможно лишь в том случае, когда государство взамен также будет предоставлять услуги. При этом я считаю, что нужно отменить все налоги, а ввести плату за аренду земли, принадлежащей государству, более серьезную плату за недра и тому подобное. Тогда администрирование будет производиться элементарно просто, потому что государству не нужно будет лезть в документы и выяснять, сколько организация произвела продукции на самом деле. Администрирование возможно исключительно внешнее, потому что при внутреннем всегда появляется желание дать контролеру взятку. Если же к тому, что я предлагаю, идти постепенно, то стоит сначала внедрять схему, скажем, только вмененного налога. При этом я бы полностью отменил налогообложение малого и среднего бизнеса.
Сергей Митрохин, зампред партии "Яблоко":
Любые большие приросты в сборе налогов кажутся мне сомнительными и наводят на мысль о полицейских методах. Результатом станут новые мучения для налогоплательщиков, особенно малого бизнеса, издержки которого всегда гораздо болезненнее. Фискальный доход от этих мер, возможно, и будет, но если подсчитать все экономические потери, то положительного эффекта мы не получим. Эффект в экономике дают либеральные меры, а данный шаг будет лишь дополнительным обременением.