Вдыхаем и не выдыхаем
В мае 2018-го года Владимир Путин назвал Липецк одним из самых грязных городов России и поручил до 2024 года снизить выбросы промышленных предприятий не менее чем на 20%. Однако местные власти не спешат бороться с загрязнителями воздуха и даже покрывают их
«Майский указ» – не… указ?
23 января этого года «Аргументы и факты» опубликовали статью о том, как липецкие чиновники не хотят бороться за экологию в городе. Спустя некоторое время статья из публикации исчезла. Наверное, это так бы и прошло незамеченным, если бы не реакция людей в социальных сетях. Ведь раз есть явная несправедливость – то должна быть и справедливость. Особенно информационная.
В материале, кстати, упоминалось о том, что вместо борьбы за двадцатипроцентное снижение загрязнений воздуха, городские чиновники попросили внести поправку в президентские «майские указы» и снизить им планку с 20% до 6%. То есть, в три с лишним раза.
Как пояснили в региональном управлении экологии, связано это с тем, что снизить объемы выброса на указанные 20% можно только в том случае, если зайти на территорию «святая святых», то есть сократить производственные мощности или частично закрыть некоторые из подразделений НЛМК – основного в городе загрязнителя воздуха (К примеру, только в 2017-м году он выбросил в атмосферу 275 тыс. тонн различных веществ).
А местный металлургический комбинат – это как государство в государстве, или город в городе, если хотите. У него и начальство свое, не городское вовсе. Тем не менее, если руководствоваться законодательством государства Российского (да плюс еще майские указы президента в помощь), у городских чиновников вполне найдутся административные возможности, чтобы частично остановить производство на этом гиганте. Другое дело – стремятся ли к этому сами чиновники?
Нет, похоже, не стремятся. И используют любые лазейки лишь бы оставить все, как есть. Только что просили 6%, а то, мол, связываться с металлургическим комбинатом нет охоты. И тут же заходят на новый круг и теперь уже утверждают, что даже закрой они частично НЛМК, экологию это ничуть не улучшит. А все якобы потому, что концентрация оксида углерода (это то, что выбрасывает комбинат в воздух) в атмосфере минимальна. Хотя есть статистика и она всем известна – в выбросах НЛМК объем окиси углерода составляет 78,9%.
В общем, все доводы городских властей сводятся к тому, чтобы любыми путями не исполнять «майский указ» и не заставлять это делать руководство комбината.
Депутат местного облсовета Олег Хомутинников прямо говорит о том, что местные власти просят не улучшать экологию в Липецке в угоду руководителям металлургического гиганта. При этом, по его словам, установленные 20% – вполне достижимые показатели при условии, что на крупнейшем предприятии региона уделят этому должное внимание.
Бизнес и люди на чаше весов
Понятно, техническое перевооружение требует немалых финансовых затрат. Но экология – это то, что особенно волнует местных жителей. И то, что не является приоритетом для самого богатого россиянина Владимира Лисина, в чьи бизнес–структуры как раз и входит НЛМК.
А тревожатся липчане не зря. К примеру, согласно статистике Липецкого управления здравоохранения, в области свыше 12 тысяч человек страдают бронхиальной астмой – эта патология органов дыхания здесь наиболее распространена. На втором месте – хроническая обструктивная болезнь лёгких, или ХОБЛ, и заболевших с каждым годом становится пугающе больше. К примеру, если в 2013 году пациентов с подобным диагнозом было зарегистрировано 6,2 тыс. человек, то в 2017-м их число уже превысило 7 тысяч человек. Кстати, более 10% среди онкобольных – пациенты с поражениями трахеи, бронхов и легких.
Металлургический комбинат уже давно стал болью для местных экологов и «ярмом» для здоровья горожан. Тем более, выше мы говорили про окись углерода, но ведь на самом деле чего там только из черных труб НЛМК не выходит.
Эту мысль подтверждает физик Юрий Марчевский. По его утверждению, «в процессе доменного производства выделяется целый букет ядовитых газов, а не только оксид углерода. Там присутствуют окись азота, окись фосфора, оксид серы, сероводород, предельные и непредельные углеводороды».
А вот на самом НЛМК не понимают страхов горожан. Согласно заявлению из администрации комбината, которое сослалось на некие данные Росгидромета, с 2014 года Липецк, оказывается, входит в число городов с низким уровнем загрязнения атмосферы и является самым чистым металлургическим центром России, опережая по качеству воздуха даже некоторые города, где вообще нет большого производства. Выходит, президент Путин зря на Липецк наговаривал, называя его одним из самых грязных городов страны? В высказанным мнением Президента, кстати, согласны и сами его жители. А вот НЛМК не согласен.
Более того, на комбинате уверяют, что примерно с 2000-го года последовательно выполняют собственную стратегию по снижению выбросов и к 2022 году планируют достигнуть уровня наилучших доступных технологий Евросоюза по выбросам в атмосферу – 18,9 кг/т стали. А имеющееся все-таки загрязнение воздуха в Липецке пропагандисты НЛМК объясняют «вредным автотранспортом».
Опыт на себе
В это верят не все. А некоторые еще и проверяют, практически ставя опыты на себе. Вышеупомянутый Юрий Марчевский в августе 2018 года провел весьма занимательный эксперимент. Взял органическое стекло площадью 1 кв. м и расположил его горизонтально на своем балконе.
Спустя месяц он увидел, что стекло покрылось серо-чёрным налётом толщиной несколько миллиметров. Затем с помощью школьных весов он измерил его массу: оказалось, на 1 кв. м стекла приходилось 240 г твёрдых мелкодисперсных отходов, другими словами – пыли. После этого ученый умножил полученную цифру на 12 месяцев и на 150 кв. км – площадь центральной части города радиусом примерно 7 км, и получил с точностью до 3-7% объём годовых выбросов – 430 тыс. тонн. И это еще нужно сделать сноску на то, что экспериментатор живет фактически в центре Липецка, где ветра не особо задувают. Что же твориться на обдуваемых ветрами окраинах?
В любом случае, данный опыт подтвердил теорию Марчевского, согласно которой реальные выбросы твёрдых частиц только по доменному производству в Липецке превышают полмиллиона тонн в год. При этом физик вёл расчёты по нижней планке расчётного интервала, и всё равно цифры получились такие, что мама не горюй.
Соответственно, Марчевский предположил, что официальная статистика по выбросам НЛМК, вполне вероятно, сильно занижена. А такими темпами да стараниями чиновников, плевавших на указы президента, Липецк вообще в скором времени выйдет из «топ» самых загрязненных городов. На бумаге конечно.
Однако, в самом Липецке немало людей, которых волнует эта проблема. Не так давно местные активисты подали в суд иск с требованием признать решение местных властей по снижению выбросов на 6% незаконным.
«Мы допускаем, что новый врио главы региона просто не успел разобраться в ситуации, не вник как следует, а доверился людям, которые готовили этот документ, поэтому и поставил под ним свою подпись», – сделал предположение председатель местного клуба «Эколог» Валерий Королёв.
И, кстати, экологи выразили возмущение еще и тем, что в решении идет речь исключительно о НЛМК, хотя здесь есть и другие весьма немаленькие загрязнители воздуха – такие, как, например, Липецкцемент и крупные агрохолдинги.
Мнение народного избранника
Депутат Липецкого облсовета Олег Хомутинников, который постоянно находится в курсе экологической проблематики в городе, весьма эмоционально отреагировал на исчезновение статьи из газеты «Аргументы и факты», которую мы упоминали в самом начале нашего повествования.
Народный избранник прямо предположил, что «кто-то там в администрации Липецкой области очень сильно возбудился и устроил наезд на СМИ, которые в нашей стране вроде как являются независимыми».
«Статья была удалена с сайта издания – и это со стороны кое-кого из вышестоящих товарищей низко, подло, шкурно» – сказал Хомутинников, который считает, что в Липецке существует серьезная проблема с загрязнением воздуха. И в решении этой проблемы вполне способен помочь НЛМК.
Но вместо того, чтобы направить свои силы и энергию на установление правильных отношений с руководством металлургического гиганта, липецкие чиновники, по словам депутата, предпочитают делать вид, что никакой проблемы не существует, предпочитают замалчивать, прятать от людей публикации СМИ и травить журналистов.
Вот так и живем. На одной стороне мнение президента страны и людей, живущих в городе – и они говорят, что дышать здесь становится нечем. Другое мнение имеют местные власть имущие вкупе с металлургической буржуазией – и они утверждают, что беспокоиться не о чем.
Понятно, что новый врио Липецкой области Игорь Артамонов в регионе, как говорится, без году неделя и с него вроде как пока «взятки гладки». Но ведь вечно эта «куриная слепота» продолжаться не может. В сентябре в области пройдут губернаторские выборы и господину Артамонову, пожалуй, уже сейчас пора определяться с кем он – с народом или капиталистами.
Если он планирует работать для людей, то в решении экологических проблем Липецка выбор кажется очевидным... А если он не считает себя способным убедить первое лицо списка Форбс, что его богатство жиждется, в том числе, и на тех людях, которые вынуждены дышать черной пылью, что ж… Мы, пресса, постараемся ему в этом помочь.
Ведь время от времени федеральная власть напоминает о том, что в России неприкасаемых нет. Братья Магомедовы, еще недавно летавшие «высоко», тому яркий пример. Так не лучше ли всем миром – да за чистый воздух? И не надо будет от тюрьмы зарекаться, да и сума при хозяине останется…