Здоровье не купишь – слишком уж дорого
Когда ложитесь в больницу не забудьте взять с собой бинты, йод, зеленку… и скальпель – на случай, если во время собственной операции придется ассистировать хирургу, вместо медсестры, которую уже успели «оптимизировать». И если до смерти не залечат – надо «дать» врачу. Таковы реалии сегодняшней больничной жизни…
С миру по нитке
В большинстве российских больниц (роддома не исключение) пациента просят приносить с собой не только личные средства гигиены, но и хотя бы частично медикаменты и расходные материалы. Просто говорить об этом не принято. И не потому, что это какая-то запретная тема. Напротив, сказанная-пересказанная. И все без толку – ничего не меняется годами, десятилетиями…
Липецкий городской роддом в этом плане пошел еще дальше. Одно дело не тратить свои препараты и материалы, требуя их с рожениц, другое – еще на этом и копеечку заработать.
Слухи о том, что в роддоме пациенткам навязывают «товары повседневного спроса», шли давно. Но супруг одной из рожениц открыто решился рассказать в соцсетях, что на самом деле там происходит.
Оказывается, в учреждении, где стерильность на первом месте и вход посторонним строго-настрого запрещен, свободно разгуливает торговый агент, настойчиво предлагающий женщинам купить необходимые для ухода за новорожденными вещи. А чтобы торговля шла побойчей, администрацией роддома наложен запрет на принос того же самого из дома.
«…Моя супруга попросила меня принести ей для ребенка соску и бутылочку, но на посту приема передач мне отказали в передаче данных вещей, после чего она смогла приобрести данные товары у себя в палате у представителя магазина…» – поделился мужчина своими переживаниями.
При этом зам главного врача по медчасти Руслан Вахидов жалобу супруга роженицы отослал в надзорные ведомства. Остается лишь догадываться, как те отреагируют, если медик так безбоязненно предлагает жаловаться в вышестоящие инстанции.
Отчасти, конечно, можно понять тех пациенток, которым такой больничный «шопинг» во благо – если прибыли они издалека, или близкие просто не могут навестить. Но в своем большинстве люди недовольны дополнительными тратами – все, что им «втюхивают» в палате, они могли бы привезти из дома, или, наконец, купить в аптеке, которая есть, как правило, при каждом лечебном заведении. Выносить, родить и выходить в России – удовольствие и так не из дешевых.
Наверное, стоит отдать должное смелости липчанина, жене которого предстояло вот-вот рожать в том самом роддоме. Однако, скорее всего, к сожалению, едва ли эта смелость изменит существующее положение дел.
Не так давно ситуацию на примере Рязанской больницы попытался поменять сам Владимир Путин, когда на «прямой линии» он услышал о том, как врачи Касимовской ЦРБ просят пациентов покупать или приносить с собой не только медикаменты, но и ватные диски, зеленку, йод, ватные палочки, бинты и средства для дезинфекции рук.
Заявив о «недопустимости» таких вещей, президент поручил тогда еще губернатору Рязанской области Николаю Любимову решить вопрос. И вопрос вроде бы как начался решаться. Поначалу доследственная проверка СУ СК РФ по Рязанской области, в ходе которой разыскивались люди, которые не получили жизненно важных лекарств от персонала больницы, дала положительные результаты. Информация о незаконном требовании должностными лицами больницы от пациентов самостоятельного приобретения лекарственных средств для их лечения подтвердилась. И даже, судя по сообщения местных следственных органов, было заведено уголовное дело по ч. 1 ст. 285 УК РФ – «Злоупотребление должностными полномочиями».
В конце августа Путин приезжал в Рязань, и среди прочих вопросов, напомнил теперь уже врио Николаю Любимову про больничные поборы, на что получил клятвенное заверение «все решить, разобраться и виновных наказать».
Однако, в отличии о проверки СК, проведенная по ходу дела проверка местного Минздрава нарушений не выявила. Об этом 2 октября в ходе своей пресс-конференции с нескрываемой радостью рассказал, уже вновь избранный губернатор, Николай Любимов. Он сообщил, что препарат, который медики посоветовали пациенту купить самостоятельно, не числится в списке обязательных, а имеет «косметические свойства». Другими словами, глава государства не совсем понял людей, которые пеняли ему на Касимовскую ЦРБ. Оказывается, ему жаловались на то, что им настойчиво предлагают купить прямо в палатах лечебную косметику, а президент почему-то подумал, что людям велено ложиться в больницу со своими бинтами, ватой и зеленкой. Действительно, спутать легко.
Зато не спутать ни с чем комментарии людей в соцсетях:
«Медсестра отделения, где дочка лежала, занималась откровенным вымогательством: то перчаток ей две пары принесите, то шприцы – а если некогда бегать покупать, тут же находит все это у себя, но продает тебе же по двойной цене».
«Когда я отказалась платить за препараты в бесплатном отделении, ко мне прибежала старшая медсестра со списком – вот, не хотите платить, тогда пусть родственники принесут чистящее средство, общую тетрадь, полпачки писчей бумаги, и отксерьте по десять экземпляров документы…».
Хочешь лечиться бесплатно – плати!
Таких комментариев тысячи, случаев поборов и вымогательства десятки тысяч – просто девять из десяти у нас молчат в тряпочку. Причины молчания разные – привыкли издавна; боятся, что если откажутся, в следующий раз попадут к тем же медикам - и пиши пропало; все платят – и я плачу…
Руководитель проекта «Росмедицина» Андрей Пивоваров рассказывает о парадоксе, который есть в нашей медицине: больница за счет госбюджета приобретает дорогое оборудование, больница из бюджета получает зарплату на сотрудников, и больница же еще берет деньги с пациентов, которые платят со своих доходов в ОМС, чтобы потом и с этих денег, в том числе государство, компенсировало больнице их бесплатное лечение.
Андрей Пивоваров говорит о том, что частная платная медицина – не панацея от проблем здравоохранения, но считает, что государство вполне могло бы привлечь частников к госпрограммам
Но частным клиникам работать «о государства» не дадут. На «бесплатное» лечение у нас монополия. Медучреждения принадлежат комитету по здравоохранению, он же проводит проверки и регламентирует их работу. Не в его интересах передавать деньги из государственных компаний в частные – тогда они уйдут из-под контроля чиновников. Слишком большие деньги там крутятся.
Но большие деньги там лишь в целом – так сказать, структурно. На выходе же на одного пациента в год в России тратится порядка 16 тысяч рублей. Где-то 250 долларов. В США, который мы вечно «догоняем и перегоняем» – $8 тыс. на человека в год.
Соответствующие расходы идут и на зарплаты медикам. Сейчас, когда их оптимизируют, на бумаге все роскошно. Средняя зарплата выросла. За счет чего? За счет уволенных работников, зарплаты которых поделили на всех. Но в каком порядке? Простых врачей нагрузили под завязку, потому что людей стало меньше, и по паре тысяч добавили. А о зарплатах главврачей земля слухами полнится… Вот и выходит – один 3 «ляма» в год получает, другой за год 200 тысяч едва наскребает. В среднем – красивая цифра для отчета наверх.
Поэтому, те, кто живет на «двести», старается заработать как-то еще. Так, как бы между прочим. Врач спрашивает, как лечить будем – бесплатно или «хорошо»? Медсестра спрашивает – лечимся как все или укольчики в палате делать будем? Даже санитарка говорит близким лежачего больного: мне приказано утку выносить раз в день, но могу и чаще…
Понятно, что когда человеку очень надо, он готов на все – с деньгами, без очереди… Но когда с больного берут 50 тысяч за операцию, за проведение которой больница по бесплатной квоте получит от государства 150 тысяч – это откровенное разводилово.
Чем больна медицина?
Понятно, что человек, пришедший в больницу спасать людей, а теперь думающий, как спасти семью от голода, не может быть всегда улыбчивым с пациентами. Он один – их сотни. Зато отсюда приходит другая мысль. Если их столько много – почему бы с каждого не взять по небольшой «благодарности»? Глядишь, и «Сеньке» рубаха…
А дальше, кто на что горазд. В нашей бесплатной медицине бесплатным, пожалуй, остался лишь первичный осмотр – «клиента» же как-то надо завлекать?
Но не стоит думать, что все врачи медсестры, требующие тех же «зеленки с йодом» с собой, сплошь хапуги. Все намного прозаичней и тем печальней. На больницу, к примеру, распределено такое-то количество расходных материалов на такой-то срок. Кто и как это считает, непонятно – но если больница раньше срока потратила «расходку», замучают проверками. А то и дело заведут о растрате или хищениях.
Вот и выкручиваются медики, как могут, пополняя запас за счет пациентов. Не несут они себе домой этот йод, и зеленку? Или несут? Просто за любой «залет» лишат премии, а на зарплату, даже оптимизированную, не прожить. По сути, отечественная медицина добирает с пациента то, что недодало государство в лице Минздрава.
Это хорошо еще, что не заставляют пациентов в больницах ремонт делать или уборку. С этим ведь тоже беда. Кто не слышал фразу «Мне от одного вида больничных стен плохо становится»?
И дело ведь не просто в больничных, а именно в стенах – в подтеках, в плесени, с отколовшейся штукатуркой, с падающими с потолка клопами, с тараканами, бегающими по твоей тумбочке, отсутствием порой отопления и нормального туалета, душа… Все то, что известный журналист Елена Летучая недавно обнаружила в центральной городской клинической больнице Воронежа. От этих стен хочется бежать. Тем более, решать никто ничего не хочет. Более того, видеть все это никому не хочется. Прибежавший по ходу проверки больницы журналисток и.о. главврача Сергей Токарев объяснил происками недругов, которые подкинули тараканов, чтобы «ославить» учреждение на всю страну. Хотя, чуть погодя все-таки признав наличие «некоторых проблем», пообещал все исправить или… повеситься.
Более категоричным в своей «правоте» оказался местный Миндзрав, фактически обвинивший журналистку в подлоге при помощи некоего молодого человека с рюкзаком, который под предлогом «сходить по нужде» раскидал по туалету тараканов, шприцы и прочие «гадости» аккурат перед визитом Летучей. Приехать самим и посмотреть, что такое творится в большинстве медучреждений – до такого чиновникам едва ли могут додуматься. Проще сослаться на «диверсию» от недругов.
Не удивительно, что при таком состоянии помещений и отношении к проблеме медиков и чиновников к пациентам, эксперты все чаще фиксируют рост смертности в больницах. К примеру, в 2015-м в них умерло на 24 тысячи человек больше, чем годом ранее. Целый небольшой российский городок. Причины однозначны – сокращение мест в больницах и состояние самих больниц.
Что интересно, при всей убогости, отсталости и банальной неустроенности нашей медицины мы (РФ), еще и передаем более $500 тысяч (около 30 млн рублей) на восстановление больниц в странах Азии – Камбодже, Лаосе и Мьянме. Это правильно – помогать слабым и бедным. Но ведь в медицине мы – они эти самые «слабые и бедные» и есть!
Другое дело, если ты при «бабках». Оказываются, все в больнице есть в наличии. Оказывается, вечно хмурые врачи могут улыбаться, а крикливые «сестрики», которым вечно некогда, бегут по первому зову. Не потому, что они девочки по вызову – потому что, при зарплате в 15-18 тысяч лишняя «пятихатка» от пациента, как воздух. Всем хочется кушать, одеваться, сына по-человечески в школу собрать, кредит вовремя оплатить… А всего-то за эту купюру и надо – просто работать, а не отбывать номер.
Но как «просто работать», если твой голый оклад фельдшера «скорой» 6 123 руб., а квартплата – 5 тысяч, а сборы пацана в первый класс даже по минимуму обошлись в «десятку»? Да еще и работать надо за себя и «того парня».
«Да еще главврач уже намекает, что некоторых начнут штрафовать за некачественную работу. А как можно работать качественно, если у нас в день дежурят 4-5 бригад, а по нормативам положено вдвое больше? Иногда звонят – “с сердцем плохо”, а диспетчеру просто некого отправить, потому что, все бригады на вызовах», рассказывает сотрудница станции скорой помощи из Тверской области.
Если об этом чиновники на местах и не знали, то теперь знают. В Иркутске убедились в этом самолично. Выступавший в местной филармонии известный музыкант Михаил Клейн умер от сердечного приступа на сцене, на глазах у всего иркутского бомонда, включая больших медицинских чинов, потому что «скорая» ехала 45 минут, да и прибывшие фельдшера приехали, словно на прогулку, налегке.
Медицина гниет с «головы»
Ну, а кроме того, что все плохо, в остальном – полный порядок. А какие отчеты ни возьми – красота. При этом в отчётах местных чиновников всё выходит гладко. Чиновники хорошо научились манипулировать цифрами, отчитываясь об исполнении майских указов президента. Рапортуют: средняя зарплата по такому-то региону – 37 643 руб. Вроде как неплохо для врачей. Для среднего медперсонала – 20 135, младшего – 11 751 руб. Но такие доходы получаются лишь в том случае, когда средний коэффициент совмещения по профессии превышает 2 ставки. Другими словами, медики «на земле» работают едва ли не по графику «сутки за сутками», чтобы прокормить семьи, а заодно и помочь чиновникам с отчетностью.
«Средние зарплаты, о которых отчитывается Росстат, абсолютно не соответствуют тому, что люди видят в своих платёжках, – подтверждает Тамара Гончарова, секретарь ЦК Профсоюза работников здравоохранения РФ. – А в них нередко можно увидеть цифры в 7-10 тыс. руб. Местные власти пытаются латать дыры в бюджете самым простым для них способом: закрывая медучреждения и сокращая штат медиков. А на оставшихся наваливается вся дополнительная работа».
Как выяснила в своём исследовании Академия труда и социальных отношений, число медработников, удовлетворённых зарплатой, – всего 12%. А ведь запросы врачей невелики! Почти 40% из них считают вполне достойной зарплату от 40 тыс. руб. (сейчас, согласно исследованиям, с учётом подработок врачи в среднем зарабатывают 36 200 руб., средний медперсонал – 22 400 руб., младший –18 800 руб.).
«Мы все слышали о майских указах, и читали данные Росстата, сказал мне один знакомый доктор из районной поликлиники. – И сделано там все очень просто. Было четыре врача с зарплатой по 15 тысяч, стало два врача с зарплатой по 30 тысяч. Задание выполнено. А главное, пациенты-то как рады в очередях!».
Указать нам на наши беды пыталось агентство Bloomberg, опубликовав рейтинг эффективности расходов на здравоохранение, в котором Россия занимает «почетное» первое место. Рейтинг ясно показал, что даже те «крохи», выделяемые в России на здравоохранения, по большей части растворяются в воздухе, так и не дойдя до назначения.
Да и то министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова тут же указала агентству Bloomberg на ошибки их статистики, поскольку агентство, видите ли, использует данные «какого-то там Всемирного банка», а не официальную статистику её министерства. Мол, вы, ребята, не правы – по нашим собственным данным у нас все хорошо.
Люди часто спрашивают – где искать правду от больничного произвола, если местные чиновники от медицины реагируют лишь отписками? И снова правильный ответ знает министр Скворцова, предложившая россиянкам жаловаться в центральный Минздрав по горячей линии.
Но как написал один из пользователей соцсетей: «Жаловаться королю на короля.. какой смысл?».
Только вот «король-то голый…». Ведь я как разумею. Если больница не справляется со своими обязанностями, увольняют главврача. Если комитет по здравоохранению региона ничего не делает – назначают другого начальника. Если целое министерство в упор не видит, что медицине нечем жить и не на что лечить, значит что? Это вопрос к самому главному «начальнику» страны. Тем более, он и так за госпожу Скворцову время от времени работает.
Слышал ли до недавних пор Путин что-то о существовании Адыгейской республиканской клинической инфекционной больницы? Ну, если только краем уха. А тут когда ему (ему, а не министру здравоохранения – что в другой ситуации было бы логично) на «прямой линии» рассказали о том, как в местных стационарах поставили на поток продажу койко-мест, глава государства так «вздрючил» местное руководство, что по всему региону веером пронеслись массовые проверки медучреждений с целью пресечь незаконные поборы, а за выявленные нарушения люди даже садились на скамью подсудимых.
И в этой ситуации, где самое время выполнять своим прямые обязанности, Вероника Скворцова выполняет роль стороннего наблюдателя. И не только в этой ситуации. Во многих, почти во всех.
Президент не часто дает нагоняй министрам, но за ним не «заржавеет» уволить кого бы то ни было с самой жесткой формулировкой в случае, если назрела такая необходимость. Необходимость по части здравоохранения назрела давно. Тогда почему один из самых неработающих министров по-прежнему вне «государева ока»? Или президенту нравится работать за себя и за того «парня»? Или все дело в том, что ВВП выстроил такую систему управления, по которой чиновники просто привыкли, что за них все «решает папа»? А теперь попробуй разверни эту систему в обратном порядке…
Что же касается здравоохранения, президент сам неоднократно называл здоровье нации основой для решения многих проблем. У него даже отдельная программа есть – так и называется «Здоровье нации». А у министра здравоохранения такой программы нет. Выходит, президент за главного врача даже «инструкцию к действию» написал? Выходит, министр в «белом халате» не хочет видеть нацию здоровой? Выходит, министру нет дела до проблем страны, которые решаются здоровыми людьми сообща? Выходит… Нет, пока министр еще не выходит... Вот б кто указал на этот выход. Есть же кому…