Экологов убирают с вахты
Минюст может закрыть РОО «Экологическая вахта Сахалина». Организацию обвиняют в «политической активности». Поводом стала некая секретная жалоба некоего государственного органа
Региональная общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» защищает природу Дальнего Востока уже 20 лет. Добыча золота, угля, нефтепереработка и транспортировка топлива неизбежно ставили вопрос о сбережении уникальной дальневосточной флоры и фауны. Заниматься этим пришлось общественникам – бизнес и государство проблемы природоохраны ставили далеко не на первое место. Однако теперь экологов могут прикрыть под явно надуманным предлогом. Наше издание попыталось разобраться в том, кому они могли перейти дорогу.
Ничего кроме пользы
«Эковахта Сахалина» добилась многого. Так, летом этого года по ее настоянию прекращена добыча золота на ценной нерестовой реке Лангери. Вот так выглядят сегодня ее низовья, где велись работы.
Скажем сразу – в результате закрытия этого участка никто работу не потерял и ничей бизнес не рухнул. У артели старателей «Восток-2» есть еще 4 участка, где они могут добывать золото, не нарушая при этом экологическую обстановку.
В августе «Эковахта» вместе с жителями острова выступила в защиту заказника «Северный». Почему? На его территории в последние годы появляется всё больше и больше незаконных рыболовецких станов. В настоящее время их уже более 10. При их строительстве и последующем использовании при промысле лосося работает тяжёлая техника, распахивается земля, уничтожается почвенный покров, вырубаются деревья, загрязняются реки и море. Присутствие людей и собак оказывает сильное беспокойство на животный мир заказника, привыкший к природной тишине.
При этом законодательством об особо охраняемых природных территориях и Положением о заказнике «Северный» такая деятельность категорически запрещена. То есть, все рыболовецкие станы размещаются в заказнике незаконно.
Задают экологи неудобные вопросы и по памятнику природы «Лунский залив», где также много лет незаконно размещаются около 10 рыболовецких станов и баз.
Отдельная тема – нефтепроводы. Наше издание рассказывало о том, как «Роснефть» тщательно скрывала информацию об авариях и разливах нефти в поселке Горячие Ключи, Ногликском районе и месторождении «Эхаби Восточное». Кстати, по информации с мест, последствия тех весенних разливов не устранены до сих пор.
Осталось 0,6 га загрязненной территории в районе месторождения Тунгор, не до конца ликвидированы также последствия разлива на месторождении Монги; а от разлива на промысле Восточное Эхаби сохранились скопления нефти в пойме ручья Капник, откуда они по-прежнему могут попасть в залив Эхаби. Обнаружены и два новых разлива в районе реки Даги, которые были ликвидированы лишь частично.
Неизвестные «доброжелатели»
«Недавно мы получили акт очередной внеплановой проверки от сахалинского Минюста, - рассказывает нашему изданию руководитель организации Дмитрий Лисицын. – Кстати, четвертый за последние два года». Когда экологи поинтересовались, чем она была вызвана, им ответили, что в ведомство поступила секретная жалоба некоего государственного органа, раскрыть название которого чиновники категорически отказались.
Признавая, что деятельность РОО полностью соответствует целям и уставу, сахалинские чиновники вдруг усмотрели в ней «направленность на формирование общественного мнения в целях воздействия на решения государственных органов, нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственных органов Сахалинской области». Проще говоря, политическую составляющую. А раз политика – будьте любезны включить себя в список НКО-иностранных агентов, получающих частичное финансирование от зарубежных благотворительных фондов.
Но что вменяет экологам в вину сахалинский минюст? Что там считают политикой? Ссылку, появившуюся на неофициальной странице Эковахты «Вконтакте», на обращение Всемирного фонда природы к Президенту России о необходимости защиты хрупкой природы Российской Арктики, о высоких рисках нефтяных разливов и отсутствии эффективных технологий их ликвидации при разработке месторождений на арктическом шельфе. Подпись под письмом экологов России к украинским коллегам с выражением моральной поддержки в условиях национального кризиса. И статью «В ожидании жареного петуха», в которой шла речь о необходимости сохранения зеленых насаждениях в городах острова и подвергалась критике политика неконтролируемой уплотнительной застройки.
По словам чиновников, это противодействует развитию энергетического сектора, оказывает воздействие на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также имеет «целенаправленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и гражданского общества». «Эковахта» якобы дает критическую оценку деятельности государства в сфере внутренней и внешней политики, а также нагнетает политическую напряженность и нагнетает чувство экологической опасности».
Ни один из этих выводов не выдерживает даже легкой критики, говорит Дмитрий Лисицын. «Видимо, в Минюсте уверены, что вырубка зеленых насаждений Южно-Сахалинска под уплотнительную застройку является, как они говорят, «объективно существующей проблемой» и с деятельностью мэрии никак не связана, - рассказывает он. - Кстати, у кого именно обострилось «чувство экологической опасности» от этой публикации, в акте проверки не говорится».
«Экологическая вахта Сахалина» никогда не будет работать с ярлыком «иностранного агента», поскольку никогда им не была и не может согласиться быть тем, кем не является», негодует Дмитрий Лисицын. Мы никогда не занимались политикой, не поддерживаем никакие политические партии и не участвуем в выборах и политической борьбе, а результаты нашей деятельности абсолютно открыты и доступны каждому желающему, говорит он.
И что еще интересно – сахалинский Минюст отчего-то не упоминает, что Конституционный суд РФ в своем Постановлении № 10 от 08.04.2014 года прямо указал: любая деятельность в защиту растительного и животного мира (которой и занимается «Эковахта Сахалина»), из каких бы источников она ни поддерживалась, не относится к политической. Даже если при этом имеется «целенаправленность» на «привлечение внимания со стороны государственного аппарата и гражданского общества». Но Минюст, подробно цитируя данное Постановление на страницах акта, предпочел «не заметить» это обязательное разъяснение Конституционного суда.
Не хотелось бы думать, что политическая составляющая в этом деле является отражением общего тренда в стране. Рискнем предположить, что попытка «разобраться» с экологами была инициирована крупными структурами, бизнесу которых «Эковахта» постоянно досаждает самим фактом своего существования и повседневной деятельности. Названия этих компаний всем известны. А пока Дмитрий Лисицын с соратниками намерен бороться за правду всеми законными средствами. Ни второго, ни третьего тут уже не дано. И еще – неужели судьба уникальной природы острова не интересует сахалинского губернатора?