Не нужен им берег Турецкий?
По данным ВЦИОМ, количество россиян, желающих покинуть родину, крайне мало и составляет не более 13%. Однако вряд ли этот показатель свидетельствует о высоком градусе патриотизма, в основе которого лежа достижения страны
«Важно отметить, что эмиграционный поток из России, несмотря на очевидные экономические сложности и другие обстоятельства, не вырос», - так прокомментировал главный показатель опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения его директор Валерий Федоров. И действительно, процент ответивших отрицательно на вопрос «хотели бы вы уехать за границу на ПМЖ?» сохранил привычную стабильность на уровне 13%. 85% опрошенных никуда, вроде бы, не собираются.
Если верить опросам ВЦИОМ, то в стране, несмотря на все негативные внешние и внутренние факторы, в патриотизме россиян ничего не меняется. Вроде бы, и правда. Такой же показатель был при опросах в 2011 и 2013 годах, когда все было сравнительно неплохо. Даже в 1991-м, на гребне развала Союза, когда возможностей (казалось) было больше, уехать из страны были готовы лишь 16% опрошенных.
Да и тройка лидеров-причин уехать остается примерно одинаковая: более высокий уровень жизни в других странах (40%), больше перспектив для роста и бизнеса (6%), социальная защищенность (7%). Хотя по последним двум пунктам показатели сократились за год почти в два раза. В опросе 2011 года, правда, был еще пункт «больше порядка», набравший 19%, но в опросе-2015 его благоразумно изъяли.
Вместе с тем, выводы ВЦИОМ оставляют за кадром важные тенденции, кроющиеся за внешне благополучными для официальных отчетов цифрами. Стабильно высока доля желающих выехать среди молодежи 18-24 лет – того самого «нашего будущего». Относить такие настроения на счет забугорной пропаганды не стоит – отечественные реалии поворачивают мозги почище любого западного спеца информационной войны. Те, кому сейчас 21-24, не готовы терпеть или входить в положение абстрактной «страны» и ждать до бесконечности очередного светлого будущего в отличие от их родителей и бабушек-дедушек, воспитанных в советское время. Показательно, что именно молодые поставили на второе место в опросе 2011 года в качестве причины эмиграции «больше порядка». Значит, не только деньги их интересуют, но и стабильность, и уверенность в будущем (как обязательные следствия порядка в стране). Чего на родине они ни получить, ни добиться не могут.
Не учитывает ВЦИОМ при анализе и нематериальный фактор, сплачивающий нацию – ту самую идею, которая, худо-бедно, но была до 1917 года (официальная триада), и до 1991 года (советская доктрина). Подкреплявшийся, пусть и не на «пятерку», реальной действительностью. Сегодня нет ни позитивной идеи («георгиевская ленточка» не в счет, масштаб не тот), ни, тем более, общегосударственной, всеохватной позитивной действительности. Кстати, интересно, что в опросе-2015 в качестве причин появилась графа «не нравится уровень медицины». Добился Минздрав с Вероникой Скворцовой во главе своего… А для молодых это тоже важно – о здоровье они начинают думать сейчас, а не как родители, ближе к пенсии.
Вполне объяснима совершенно не патриотическими настроениями и цифра не желающих покидать Родину. Особенно в старших возрастных группах. Здесь играет роль множество объективных нематериальных факторов. Массовое незнание иностранного языка, отсутствие национальной/этнической сплоченности и взаимовыручки (соседей по лестничной клетке-то как звать не знаем, «приеду туда, и даже своим не нужен буду»), «не та» специальность или профессиональная квалификация, отсутствие понимания, на кого и как переучиваться, отсутствие навыка оперативно ориентироваться в информационном поле в поиске нужной информации, низкая социальная мобильность, привычка работать только по найму и, как следствие, неумение формулировать свои потребности, цели и мобилизовывать даже имеющиеся возможности, возрастная инерция (после 40 лет) и многое другое, вплоть до любимой дачи или могил предков – вот лишь часть из того, что сдерживает основную массу наших соотечественников от попыток попробовать начать жизнь в другой стране.
Похожий опрос проводил в марте этого года «Левада-центр». По словам его директора Льва Гудкова, повышение числа желающих остаться жить в России - это характерная реакция на вхождение в кризис. «Первая фаза кризиса - это снижение и протестных, и чемоданных настроений. Люди хотят сориентироваться в этой фазе, понять, что им делать. Всплеск эмиграционных настроений стоит ждать через полтора-два года, как было после кризиса 2008 года», отмечал тогда он. Кстати, согласно опросам «Левада-центра», количество респондентов, выбравших в качестве причины отъезда «отсутствие в России защиты от произвола властей и чиновников» выросло за год с 16 до 21%. Высоки показатели и по другим мотивам: нестабильная экономическая ситуация – 30%, желание обеспечить детям достойное и надежное будущее – 26%.
Вот эти два мотива и есть те причины, по которым молодежь готова уехать. «Бессмертный полк» - штука замечательная и нужная, для семейной истории особенно. Но почему нас опять пытаются скрепить и вдохновить только за счет побед и достижений прошлого? Наверное, потому, что нет ничего ни в настоящем, ни в будущем.