Время, Вперед!
Своим последним президентским Посланием Владимир Путин охватил десятилетия и триллионы
![Время, Вперед!](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/uploads/articles/23483/201big.jpg)
Президент Владимир Путин выступил вчера в Мраморном зале Кремля с последним для него в качестве главы государства посланием Федеральному собранию. Это политическое завещание его партии. Только не "Единой России", как могли бы подумать, а настоящей партии власти - партии высоких нефтяных цен. Накопленные ею нефтедоллары Путин решил потратить на три лично близкие ему вещи: усиление военной мощи России, рост благосостояния вверенного ему народа и информационные технологии - через учреждение мировой цифровой библиотеки.
Вчера Путин продемонстрировал, что именно он знает, причем лучше других политиков, каких перемен ждет Россия. "В периоды революционных потрясений или в годы застоя нам почти всегда хочется перемен. Правда, при этом у каждого свои представления о том, какие должны быть перемены", - нащупывал свою нацидею Путин. И представил план реформ.
По его мнению, не все знают, как добиться улучшений. Но в Кремле это должен понимать каждый. Поэтому последнее, восьмое по счету послание Путина, в котором содержится "достаточно конкретный и основательный, концептуальный план развития России", адресовано прежде всего исполнителям этого плана - чиновникам. Тем более что их Путин предупредил: из политики в обозримом будущем он не уйдет, заявив о преждевременности своего политзавещания. И, соответственно, проследит за реализацией плана.
Лирическое отступление
Лестница 14-го - президентского - корпуса Кремля вчера незадолго до полудня напоминала лестницу в Каннах. По ней в Мраморный зал поднимался весь политический бомонд России - министры, губернаторы, депутаты. Госдеятели шли по ней кто уверенно и вальяжно, как глава РСПП Александр Шохин, кто робко, как малоизвестные думцы, а кто чуть не бегом, как новый председатель ЦИКа Чуров.
Гостей перед лестницей встречал представитель кремлевской службы протокола. Он издалека видел, какого уровня руководитель приближается, и в зависимости от этого улыбался и жал гостю руку или холодно кивал, а если гость был духовного звания, как митрополит Кирилл, то прикладывался к руке губами.
- Стой спокойно, не бегай, - тихо напутствовал в холле Владимир Жириновский сына Игоря, тоже депутата Госдумы, который жадно смотрел на толпу VIP-персон. - Просто слегка поклонись, кивни, но первый руку не тяни. Я сам все скажу, что надо.
Сын послушно кивал. Последним из званых в зал поднялся военный министр Анатолий Сердюков.
Много званых, мало избранных
Министры во главе с Фрадковым расселись в первых трех рядах, за ними - более 600 членов Совета федерации и Государственной думы. На балконе наверху - губернаторы и другие приглашенные.
Владимир Путин начал послание вовремя. Первые его секунды превратились в минуту молчания, объявленную президентом в память о Ельцине, заложившему в числе прочего и традицию выступать с такими обращениями, как напомнил залу Владимир Путин. Зал поднялся. Весь - кроме коммунистов, оставшихся сидеть компактным меньшинством в углу.
И уже в первые минуты зал вынужден был разразиться аплодисментами. Путин напомнил, что Россия по итогам 2006 года вошла в десятку самых быстроразвивающихся стран мира. После этого у аудитории еще долго не было повода рукоплескать. Сперва все внимали словам о нравственных ценностях, выстраданных нашим народом за последнюю тысячу лет, и о том, что сейчас с духовностью не все ладится, и в частности с местными и школьными библиотеками. «Мною уже принято решение о создании Президентской библиотеки, которая должна стать информационным и связующим звеном для всей библиотечной системы страны. До конца будущего года эта часть проекта должна быть реализована. Предлагаю назвать эту библиотеку именем Бориса Николаевича Ельцина - первого президента России».
Повестка для преемника
Сенсацией речи президента стал пункт о Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ): "Я считаю целесообразным объявить мораторий на исполнение Россией
этого договора. Во всяком случае, до тех пор, пока все страны НАТО без исключения не ратифицируют его". Уже позже стало известно, что эти слова вызвали бурную реакцию за рубежом, вплоть до того, что генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер потребовал разъяснений от российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, находящегося на заседании Совета Россия - НАТО в Осло.
Однако, как и ожидалось, добрую половину своего выступления Путин посвятил не политическим, а народнохозяйственным задачам, требующим своего выполнения в ближайшие 10-12 лет.
«Судите сами: из 3 млрд кв. метров жилого фонда России более половины нуждается в ремонте, - напоминал президент. - Некоторые дома не ремонтировались, не за последние 15 лет - по 40-50 лет не ремонтировались». Путин назвал аморальным положение, при котором Стабфонд, переименованный по ходу дела президентом в Фонд национального благосостояния, пухнет от нефтедолларов, а граждане России продолжают жить в трущобах.
Так президент как бы набрасывал план работы уже следующему лидеру. «Уважаемые коллеги, позволю себе небольшое, почти лирическое отступление. Весной следующего, 2008 года истекает срок моих президентских полномочий. И следующее послание Федеральному собранию будет делать уже другой глава государства».
Затем Владимир Путин заявил, что политические завещания ему делать преждевременно. «Все те, кто занимается административной, общественной, тем более политической работой, несут, конечно, особую ответственность, - усиливал пафос Путин. - Мы с вами должны с полной отдачей сил до последней минуты наших законных, конституционных полномочий эффективно использовать то время, которое нам подарила судьба, чтобы послужить России».
"Зря он это сказал, - тихо и грустно признался «Газете» один из губернаторов позднее. - Чиновники так устроены, что всегда держат нос по ветру. Управляемость теперь резко упадет. Эффект «хромой утки»".
Страсти по ДОВСЕ
Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан в 1990 году, чтобы помешать развертыванию гигантских сухопутных армий НАТО и Варшавского договора. Документ устанавливал предельную планку по личному составу и тактическим вооружениям. Однако после 1991 года ситуация кардинально изменилась, и в 1999 году в Стамбуле в рамках саммита ОБСЕ одновременно с принятием Европейской хартии безопасности был подписан адаптированный ДОВСЕ. Он строился не по блоковому, а национальному принципу. Пока договор ратифицировали всего четыре государства из 30: Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан. Почему члены НАТО не ратифицируют полезный и экономически выгодный для всех договор? Вопрос упирается в те же Стамбульские соглашения, когда одновременно с ДОВСЕ Россия, Молдавия и Грузия подписали договор о поэтапном выводе российских войск с территории этих стран. Позиции сторон остаются следующими: НАТО апеллирует к четвертому пункту ДОВСЕ, по которому ни одно государство не может размещать свои войска в другом государстве без его согласия. Россия утверждает, что соглашения с Молдавией и Грузией не имеют формального отношения к ДОВСЕ, а проблема вывода войск заключается только в сроках.
Вопрос остается сугубо политическим, так как в военном отношении договор выгоден в первую очередь России, не имеющей сопоставимых с НАТО мобилизационных и технических возможностей в области обычных вооружений.
Приоритеты посланий Владимира Путина Федеральному собранию
2000 год
"Суть государственного регулирования в экономике - не в увлечении административными рычагами, не в экспансии государства в отдельные отрасли (это мы уже проходили, это было неэффективно) и не в поддержке избранных предприятий и участников рынка, а в защите частных инициатив и всех форм собственности".
"Без действительно свободных СМИ российской демократии просто не выжить".
2001 год
"Сегодня наш стратегический приоритет - это рациональное, справедливое обложение природных ресурсов (основного богатства России), недвижимости, а также последовательное снижение налогообложения нерентных доходов, окончательная ликвидация налогов с оборота".
2002 год
"Сегодня подразделения исполнительной власти живут так, будто они продолжают оставаться штабами отраслей централизованного народного хозяйства… Председателю Правительства следует представить обоснованные предложения по реструктуризации системы исполнительной власти".
2003 год
"Проблема реального выбора источников роста появится лишь при жесткой необходимости решать конкретную задачу. Такая задача есть, она вполне реалистична, хотя и чрезвычайно сложна. За десятилетие мы должны как минимум удвоить валовой внутренний продукт страны".
2004 год
"Теперь мы вместе должны решить самые насущные для граждан страны проблемы. Это прежде всего качество и доступность жилья, образования, медицинского обслуживания".
2005 год
"Россия крайне заинтересована в масштабном притоке частных, в том числе иностранных инвестиций. Это наш стратегический выбор и стратегический подход".
"И нам пора четко определить те сферы экономики, где интересы укрепления независимости и безопасности России диктуют необходимость преимущественного контроля со стороны национального, в том числе государственного капитала".
2006 год
"Что у нас главное? Вот, правильно. В Министерстве обороны знают, что у нас самое главное. Речь действительно пойдет о любви, о женщинах, о детях, о семье. И о самой острой проблеме современной России - о демографии. Для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости".
Мировая практика
Президент США каждый год, как правило в январе, произносит перед конгрессом речь «О положении страны». Глава государства говорит о состоянии экономики и общества, а также о внешней политике. Помимо этого речь «О положении страны» позволяет судить о том, какие законодательные инициативы будет предлагать президент в текущем году.
Первоначально речь президента США была американским аналогом речи, которую ежегодно произносили перед Вестминстерским парламентом британские монархи. В Великобритании эта традиция жива до сих пор. В народе это выступление называют Речью Королевы. Каждый год в октябре или ноябре королева Великобритании обращается с посланием к парламенту. Ныне царствующая Елизавета II произносила свою речь ежегодно, за исключением 1959 и 1963 годов, когда она была беременна.
В других странах Европы также соблюдается традиция произнесения речи перед началом парламентской сессии. Как правило, политическую «агенду» на будущий год своим правительствам зачитывают главы государств: президенты - во Франции, Италии и ряде других европейских стран, канцлеры - в Германии и Австрии. В европейских монархиях ежегодную речь перед парламентом произносят короли и королевы, например в Нидерландах и Норвегии.
Вы услышали в послании президента то, что хотели услышать?
Сергей Глазьев, депутат Госдумы (член фракции "Справедливая Россия - Родина"):
Наконец-то государственная власть объявила многие программные требования патриотических сил, и в частности блока «Родина», как приоритеты в госполитике, и в цифрах мы получили подтверждение от президента. Если до сих пор правительство занималось больше пиаром, нежели социально-экономической политикой, то теперь, с увеличением масштабов (а это сотни миллиардов рублей на цели, которые были объявлены), это говорит о серьезных подвижках!
Борис Надеждин, член федерального политсовета СПС: Когда Путин в самом конце послания сделал лирическое отступление, я был просто потрясен. Когда он сказал, что нужно Родине служить, это было очень проникновенно и убедительно! Было видно, что этот человек искренне любит страну, просто он неправильно оценивает ее базовые проблемы.
Марат Гельман, галерист:
Это было скорее очень внятное, по пунктам и практически без воды послание будущего премьера, чем сегодняшнего президента. Несколько циничной показалась оценка политических реформ как движения в сторону большей демократии. С моей точки зрения, политические реформы все же больше были направлены на ужесточение политической системы, нежели на демократизацию. А остальное понравилось! Путин ясно обозначил, что ситуация, берущая свое начало со времен Ельцина, когда министр финансов важнее премьера, с этим посланием завершилась. Думаю, что правительство это услышало.
Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:
Мне понравилось то, что президент сказал про библиотеки. Правда, я ничего не слышал про реформы, которые надо проводить, но, может быть, он говорил и об этом.
Виктор Озеров, председатель комитета Совета федерации по обороне и безопасности:
Да, я услышал и про индексацию денежного довольствия для военнослужащих, и про реализацию программы вооружений до 2015 года, и об обеспечении постоянным жильем к 2010 году, а к 2012-му - служебным. То есть дана характеристика того, что социальный статус военнослужащих является одним их главных показателей состояния наших вооруженных сил. Считаю, что наша работа замечена. Потому что президент сказал применительно к внутреннему направлению военного строительства, что сделано много и есть согласованность в работе органов исполнительной и законодательной власти. И еще в международном плане было приятно услышать, что президент в очередной раз достаточно четко дает понять людям на Западе (посылает им импульс), что времена, когда с Россией можно было разговаривать не как с равным партнером, закончились. Абсолютно верна его позиция по договору об обычных вооруженных силах в Европе: сейчас мы накладываем мораторий, а в дальнейшем готовы вести переговоры, но если они ни к чему не приведут, то Россия выйдет из него.
Валерий Драганов, заместитель генерального директора объединенной компании «Русский алюминий»:
Кривая на выход из нищеты, безденежья, отсутствия социальной и иной защиты уверенно идет вверх! Это устойчивая тенденция, и, будем надеяться, необратимая. Очень важно то, что все это подкрепляется внушительными цифрами. И выражение «государственно-частное партнерство» - это уже не слова, а реальность. Очень важно, что президент отметил, что государство обязано обеспечивать протекцию для развития бизнеса!