Американцы предсказывают Путину серьезные бюджетные проблемы
Российские чиновники уже семь лет рассуждают об исчерпании экономической модели РФ
В этом году Россия растратит почти всю подушку безопасности в виде Резервного фонда, которую страна копила с 2004 года – то есть со времени учреждения государственного стабфонда. Вторая часть этого стабфонда – в виде нынешнего Фонда национального благосостояния (ФНБ) – также может быть израсходована к началу следующего года. По крайней мере вице-премьер Аркадий Дворкович заявил в конце прошлой недели, что лимиты на выделение средств ФНБ почти исчерпаны.
Теоретически ФНБ израсходовать нельзя, поскольку эти средства выделяются на возвратной основе. А в реальности средства ФНБ вложены так, что на быстрый их возврат надеяться не следует. Таким образом, уже в следующем году государство лишится основной части своих резервов, за счет которых оно сегодня поддерживает инвестиционную активность и исполняет текущие социальные обязательства. А как будет существовать государство, если экономика не возобновит самостоятельный рост, а резервов для ее стимулирования уже не останется?
Сегодня часто можно услышать, что нынешний кризис – это ненадолго. И что экономический рост начнется уже к концу 2015 года. Действительно, рубль вроде бы укрепляется, а нефтяные цены, вроде бы больше не падают. Но хорошо бы вспомнить, что наша экономика начала входить в пике еще при высоких нефтяных ценах – выше 100 долл. за баррель. Резкое замедление экономики РФ началось еще до начала украинского кризиса и до введения антироссийских санкций. То есть даже при самых благоприятных внешних условиях инвестиции в основной капитал ушли в минус еще в 2013 году. Тогда же отток капитала из страны нарастал и уже достиг 60 млрд долл. При этом экономическая активность стремительно сходила на нет. Темпы роста ВВП упали в 2012–2013 годах с 3,4 до 1,3%. Такую ситуацию ученые-экономисты называют избитым термином «исчерпание старой модели роста». Так стоит ли сегодня уповать на подорожание нефти, которое будто бы сможет вернуть нас в счастливое прошлое? Ведь на самом деле это будет лишь возврат к уже не работающей экономической системе.
Модель экономики России, по которой страна развивалась в последние годы, себя исчерпала, объявила еще в 2008 году Эльвира Набиуллина. С тех пор эту мантру не раз повторили почти все российские чиновники. Но что было реально сделано для изменения экономической модели? Отсутствие успехов можно оправдать тем, что у властей просто не было стимулов к серьезным экономическим переменам. Действительно, кто станет заниматься модернизацией экономики, если казна и так получает достаточные нефтяные доходы?
Но сегодня ситуация принципиально иная. Бюджетная система РФ в ее нынешнем виде уже не способна существовать в условиях резкого сокращения доходов. Запланированный дефицит бюджета на 2015 год – 3,7% ВВП. Это очень нездоровый показатель по всем международным стандартам. Но в действительности ситуация может оказаться еще хуже: ведь по итогам первого квартала текущий дефицит бюджета РФ уже приблизился к 5% ВВП.
И проблемы бюджета уже невозможно скрывать. «Без восстановления нефтяных цен давление на государственный бюджет России будет колоссальным… И если цены на нефть не восстановятся – причем быстро, – мы, вероятно, станем свидетелями, как Путин столкнется с самой серьезной экономической проблемой со времени его первого президентства», – сообщил вчера американский Forbes.
Но нет худа без добра. Бюджетные проблемы могут заставить наше правительство не только урезать социальные пособия, но и искать пути к экономическому росту за счет изменения структуры отечественной экономики.