Знать не значит уметь
Профессионализм молодежи падает при росте формального образования
На этой неделе Рособрнадзор сообщил о лишении лицензий с начала года 77 вузов и филиалов. Среди причин их закрытия – крайне низкий профессиональный уровень выпускников. Множество молодых людей с дипломами вузов и колледжей в действительности не являются квалифицированными специалистами, подтверждают и чиновники, и эксперты, и работодатели. Психологи же отмечают несоответствие между ожиданиями юных работников и их начальников. На некоторых предприятиях уже вынуждены искать особые подходы к молодым сотрудникам, не приемлющим скучной монотонной работы и желающим сосредоточиться исключительно на творчестве, самопознании и саморазвитии. При этом для многих представителей молодого поколения профессиональный успех жизненной целью вовсе не является.
О несоответствии уровня профессиональной подготовки молодых специалистов потребностям рынка труда глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов говорил неоднократно, последний раз в марте этого года. По словам министра, именно для этого затеяна «чистка» университета с одновременной переориентацией молодежи на поступление в колледжи на рабочие специальности. С сентября прошлого года было закрыто более 200 вузов и филиалов, с начала этого года – 77.
Однако плохие специалисты выходят из университетов не только из-за низкого уровня преподавания. Психологи, занимающиеся проблемами молодежи, говорят о том, что сейчас среди этих людей наблюдается усиленное расслоение в плане профессиональной мотивации. «Есть молодые люди, которые целенаправленно вкладываются в свое образование: они уже знают несколько языков, учатся онлайн и, у кого есть возможность, проходят обучение за рубежом. Это будущие высококвалифицированные специалисты, для которых профессиональная самореализация является приоритетной», – объясняет руководитель психологического центра «Решение» Елена Виноградова.
Евгений Никонов, руководитель проекта «Теория поколений в России», говорит о расхождении модели успеха вуза и работодателя: «Вуз нацеливает на то, что красный диплом – залог успеха, а при приеме на работу оказывается, что это далеко не всегда так. Во многом это результат переходного периода, когда содержание образования менялось, но сейчас система совершенствуется – например, в вузы в качестве преподавателей идет много представителей бизнеса, что выравнивает ситуацию».
Денис Каменский, член партнерства «Эксперты рынка труда», рассказывает, что профессионализм молодых сотрудников падает из-за демографической ямы: «Количество выпускников вузов снижается на протяжении последних семи лет, а в этом году сократится еще на 17%. Из-за демографического спада снижается конкуренция при поступлении в вузы, и соответственно их заканчивают менее сильные выпускники».
«Образование в ведущих вузах России по-прежнему остается на высоком уровне, но сегодня мир и общество подвержены столь стремительным изменениям, что даже лучшие учебные заведения не всегда поспевают за переменами», – уверен г-н Каменский. По его словам, работодатели с пониманием относятся к тому, что от них потребуется большой объем дополнительной подготовки для молодых специалистов. При этом среди их основных ожиданий – хорошая «база», умение учиться и принятие правильных (по мнению старшего поколения) ценностей.
Во многих компаниях, особенно крупных, существуют программы обучения молодых специалистов и новых сотрудников в соответствии с потребностями и спецификой компании-работодателя. Кроме того, согласно опросу рекрутинг-портала Superjob.ru, 47% работодателей берут молодежь на стажировку. «Сейчас есть большой спрос на коучинг и менторство, потому что молодые люди часто теряются в разнообразии предложений и постоянно не уверены, правильную ли профессиональную траекторию выбрали», – рассказывает г-н Никонов.
Однако у многих представителей молодого поколения метание между разными профессиями занимает после окончания вуза не один год. «В Москве я закончила психфак МГУ. После вуза хотела заниматься подбором персонала, но оказалось, что все предложения не устраивали либо по деньгам, либо по условиям и мало кто хотел брать выпускницу без опыта. После нескольких неудачных попыток я решила, что стоит сменить специальность, и поступила в университет в Лондоне на юриста, после окончания магистратуры я работала помощником гендиректора крупной фирмы в Ивановской области, а сейчас оформляю документы для открытия в Австрии собственной семейной гостиницы», – рассказывает молодой предприниматель Александра Власова.
При этом всем игрокам рынка труда очевидны различия между поколением, представители которого занимают большинство руководящих должностей и выступают работодателями (поколение Х) и молодыми сотрудниками (поколение Y). Сайты, посвященные карьере, пестрят советами по работе с молодыми сотрудниками, такими, как «структурируйте все разъяснения в виде инструкций и расписывайте их по пунктам», «позволяйте сотрудникам работать удаленно», «постоянно хвалите молодых работников – хотя бы за усердие», «общайтесь с сотрудниками тет-а-тет». И рекрутеры, и психологи признают, что эти советы не лишены смысла. «Для многих представителей поколения Y работа вообще не является ценностью, а карьерные достижения – «хороший гарнир», но никак «не основное блюдо» в жизни», – объясняет г-н Каменский.
Молодым сотрудникам нужно видеть общественную значимость своей работы, их волнуют социальные проблемы, потому что благодаря вездесущим СМИ они с детства знают, что в мире много социальных и экологических проблем, и они готовы их решать, убежден г-н Никонов: «Они хотят менять мир: им важнее не материальные достижения, а глобальная важность их работы. Когда я спрашивал волонтеров в Сочи, зачем они приехали и чего хотят добиться, они долго стеснялись, но потом ответили, что хотят изменить что-то глобальное, помогать людям из разных стран, продвигать спортивные достижения».
При этом многие традиционные профессии в глазах молодежи выглядят непрестижными. «У молодых людей нет сложившегося ощущения, что, например, быть инженером престижно. Есть небольшое ядро тех, кому это интересно, но их немного», – уверен Евгений Никонов. Последние несколько лет на государственном уровне предпринимаются попытки повысить престиж рабочих профессий, и эксперты предсказывают, что в течение 10 лет ситуация изменится, когда пойти в колледж вместо вуза, а закончив его, работать по специальности, будет нестыдно. «На рынке мало свободных специалистов, что порождает конкуренцию среди работодателей за каждого работника. Поэтому квалифицированный «синий воротничок» будет получать после учебного заведения раза в полтора больше, чем «белый воротничок» без опыта работы, – поясняет «НИ» руководитель сайта для молодых специалистов Сareer.ru Ирина Святицкая.
Пока же молодым более важны самореализация и заинтересованность в работе. Работодатели часто жалуются, что молодые сотрудники плохо справляются с монотонной рутинной работой и не способны долго сосредотачиваться на одной проблеме. Эксперты же видят причину такого «клипового сознания» в желании наиболее эффективно тратить свое время. «Видя в жизни огромное количество опций, молодой человек не настроен тратить много времени на выполнение скучного задания, а пытается использовать каждую из них. Отсюда умение быстро находить короткие пути решения проблем, о которых профессионалы предыдущего поколения даже не подумали бы», – предполагает г-н Никонов и приводит в пример юношу, который, получив задание, нашел в «Фейсбуке» группу экспертов и все сделал с их помощью за два часа вместо того, чтобы тратить на эту работу целый день.
Эксперты утверждают, что критического понижения уровня профессионализма не наблюдается. Наряду с минусами, которые есть у молодых сотрудников, например слабые аналитические способности, неспособность выстраивать длинные логические цепочки, нежелание тратить время на рутинную и неинтересную деятельность и работать в условиях жесткой иерархии, у них имеются несомненные плюсы. Взросление в эпоху стремительного технического прогресса научило их быстро и эффективно обрабатывать большие массивы информации, они мобильны, умеют решать несколько задач одновременно, на «ты» с компьютерами и новым оборудованием, владеют иностранными языками, быстро и легко усваивают новые навыки, стремятся получать дополнительные знания и умеют их находить.
«Кроме как молодыми специалистами заполнить кадровый вакуум некем, – говорит Валерия Чернецова, руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru. – Поэтому работодатель нацелен обучать, развивать и снова обучать молодого специалиста до необходимого уровня квалификации. Конечно, при встречном его желании».
Американская молодежь выбирает узкую специализацию ради повышенной зарплаты
Ежегодно на американский рынок труда выходят около 2 млн. выпускников вузов. По данным Федерального департамента труда, наиболее востребованными специалистами являются врачи, менеджеры и ученые. При этом требования к уровню профессионализма постоянно растут в связи с модернизацией прежних отраслей и созданием новых, таких, как солнечная и ветряная энергетика. В рамках реформ в образовательной сфере учащимся дали право потратить последний год обучения в вузе либо на углубление общего образования, либо на специализацию в определенной узкой сфере. В минувшем году узкую специализацию выбрали 86% выпускников. При этом дипломированные специалисты уже в самом начале карьеры в среднем зарабатывают 83 тыс. долларов в год.