Путин сделает контрольную закупку
Президент займется проблемами госзакупок. На это его надоумили двоюродный племянник Роман и Общероссийский народный фронт. Их беспокоят многочисленные нарушения и злоупотребления, в том числе, «генподрядный процент», который забирает победитель конкурса.
Общероссийский народный фронт расскажет Владимиру Путину, на что чиновники необоснованно тратят бюджетные деньги при проведении госзакупок. Активисты ОНФ намерены донести до Президента информацию о случаях «абсурдных и неэффективных трат» бюджетных денег чиновниками. Как сообщила СМИ сопредседатель центрального штаба ОНФ Ольга Тимофеева, активисты фронта предложат свое видение сложившейся ситуации.
Симптоматично, что ОНФ в очередной раз не просто играет роль «народного контролера», «прожектора перестройки», но озвучивает проблемы, которые являются раздражителем для широких слоев населения. Так, например, было и с «золотыми парашютами» для топ-менеджеров госкомпании, и с вопросом цены автомобилей для чиновников.
Однако на этот раз разыгрывается более сложная партия, и у нее есть вполне конкретная цель РЖД. Остальные госмонополии идут, как говорится, до кучи. Заявлению ОНФ предшествовал информационный выброс в СМИ о нарушениях во время проведения тендеров РЖД и Газпрома. И о том, что УФАС поддержало тех, кто посмел «поднять руку» на неприкасаемых.
За этим последовало письмо Романа Путина, двоюродного племянника Президента, в комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. Г-н Путин, по совместительству возглавляющий сейчас свежесозданную консалтинговую структуру Putin Consulting, предложил ограничить генподрядный процент для государственных и коммерческих компаний, выигравших тендеры. Компании, которые выигрывают тендер на строительство объекта, писал Роман Путин, сами ничего не делают, а поручают выполнение работ субподрядчикам. Те осуществляют весь объем работ, причем за счет собственных средств, а прибыль «на выходе» составляет для них порядка 5%. И это при том, что генподрядчик оставляет за собой до 25% от суммы заказа.
Хуже всего, по информации Путина, обстоят дела в ОАО «РЖД». В качестве примеров он привел тендеры, победителем которых оказывалось УК «Трансюжстрой». Эта компания «близка» вице-президенту РЖД по строительству Олегу Тони. По словам Романа Путина, эта компания «откусывает» от контракта до 35% его цены. В итоге все риски ложатся на плечи субподрядчиков, которые при минимальном бюджете проектов отвечают за все параметры – от сроков выполнения до качества используемых материалов.
Чтобы оценить возможные объемы бюджетных денег, которые просто кладутся в карманы структур-победитлей тендеров и идут на личное обогащение их руководства по вышеуказанным схемам, можно обратиться к данным Национального тендерного портала. Так вот, в 2012 году ОАО «РЖД» провело 1735 тендеров, в 2013-м уже 12 137, а за 1 квартал этого года объявлено 3151 тендер по разным категориям. Возникает вопрос: зачем тогда вообще нужны эти генподрядчики? В чем их функция? В том, чтобы найти конкретного исполнителя? Но они и сами постоянно следят за проведением тендеров. Получается, что генподрядчик в данной ситуации – это просто паразит-посредник, который «допущен к телу» и перекрывает кислород реальному бизнесу. При этом субподрядчиком может быть «своя» фирма – и это вторая сторона вопроса.
В том, что эта такая практика стала в коррупционных схемах «общим местом, можно убедиться и на примере другого монополиста, «Газпрома». На прошлой неделе были объявлены результаты очередного конкурса – на этот раз по закупке компрессорных установок для «Южного коридора». Победителем стала компания «Промгазмаш». Но не она производит эти установки – их она приобретет у другой структуры, НТП «Ойлгазмаш». Все бы хорошо, но – конечный поставщик на 12,5% процентов принадлежит бывшему члену правления «Газпрома» Богдану Будзуляку. Такой же пакет акций принадлежит и некоему ООО «Газотурбинные технологии», которым, совершенно случайно, владеет сын директора того департамента, где в свое время трудился Будзуляк.
Что интересно – формально к тендеру не придраться. После разноса, который устроил Владимир Путин энергетикам в 2011 году, потребовав покончить с кумовством в этой сфере, уровень аффилированности установили на отметке 20%. То есть если у чиновника акций от 20 процентов и выше, то с такой компанией договор заключать нельзя. Но тут все в порядке – по 12,5%. Семейный бизнес чиновников продолжает процветать за казенный счет.
Впрочем, это не первый проведенный конкурс для «своих». В 2013 году ФНС предъявила претензии компании «Искра-Турбогаз», которую обвинили в заключении неблагонадежных сделок с оффшорными компаниями. Эти контракты также проходили в рамках поставки оборудования «Газпрому» для «Северного потока» и «Ямал-Европа». Одна из оффшорных фирм, Martinex Trade Corp из Белиза, была зарегистрирована ровно в тот день, когда заключался контракт с «Искрой-Турбогаз». Именно на счета этой фирмы были перечислены через Латвию 72,8 млн в качестве агентского вознаграждения. Кстати, «Искру-Турбогаз» возглавлял на тот момент уже известный Богдан Будзуляк. Показательный пример: документы о деятельности этой оффшорной «прокладки» подписывал не глядя некий гражданин РФ, которому платили за это 500 USD в месяц…
Проблема чистоты госзакупок носит общемировой характер, и кивать на «цивилизованный мир» получатели откатов могут только с одними словами – «у них тоже так». И действительно, в последнем докладе ЕС о состоянии коррупции приводятся такие данные: 32% европейских компаний считают, что проиграли тендеры из-за коррупции, а 56% уверены в наличии коррупции в системе закупок на национальном уровне. В России такой статистики, похоже, нет. Пока нет. Но в случае если Владимир Путин прислушается к словам ОНФ и захочет узнать о реальном положении дел в том же РЖД, мы скоро получим говорящие цифры.