Рулевые игры
Автошколы снижают уровень подготовки, а нередко и выступают посредниками при получении прав за взятку

На минувшей неделе депутаты Госдумы отказались разрешать водителям правый поворот на красный свет. Во многих странах мира это позволено для борьбы с пробками, но наши законодатели сочли, что нововведение приведет к всплеску числа наездов на пешеходов. Водителям не доверяют из-за их недостаточной подготовки: автошколы сокращают программы для снижения стоимости обучения и порой являются лишь посредниками при получении прав за взятку, а Интернет полон предложений о покупке прав по ценам ниже, чем обучение в автошколах. В ГИБДД называют продающих права мошенниками и грозят отзывом лицензии автошколам, сокращающим обучение. Между тем даже многие водители со стажем неправильно держат руль и не умеют вывести автомобиль из заноса.
Правый поворот из крайней правой полосы на красный свет разрешен во многих странах, например, в США, Канаде и Новой Зеландии. Это сделано для борьбы с пробками: поворачивать направо можно, если на дороге нет автомобилей, которые едут на зеленый, и пешеходов. Однако депутаты Госдумы сочли, что в российских условиях это приведет лишь к росту числа аварий, когда будут врезаться едущие на зеленый и на красный. В ГИБДД также выступили против, сославшись на то, что даже по действующим правилам каждый четвертый наезд на пешеходов происходит именно на регулируемых перекрестках и усложнение схемы движения нецелесообразно.
В минувшем году водительские права, по данным ГИБДД, получили 2,2 млн. россиян. По-настоящему навыками езды овладели не более 1–2% из них, говорит каскадер и судья высшей категории по автоспорту Александр Слонимский. По его словам, автошколы ужимают программу, чтобы снизить цену за обучение, а не менее половины выпускников сдают экзамен в ГИБДД за взятку, которую передают через автошколы. Начальник управления надзорной деятельности Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД Александр Борисов признает, что коррупционные цепочки могут существовать, но утверждение о большинстве получающих права за деньги считает излишне категоричным: «Это как утверждать, что большинство выпускников вузов получают дипломы за деньги». Получивший в конце минувшего года права Валерий Ковалев говорит, что склонен верить Слонимскому: при нем сдавшими экзамен признавали в том числе тех, кто не мог тронуться на подъеме или парковал машину не параллельно дороге, а почти перпендикулярно.
Не блещут уровнем подготовки и водители со стажем. Среди них долю не умеющих ездить каскадер Слонимский оценивает в 80–90%. Доказательство тому – всплески аварийности при ухудшении погодных условий, таких, как снегопад, гололед или ливень, когда уменьшается сцепление колес с дорогой. Директор Центра высшего водительского мастерства Эрнест Цыганков обращает внимание на то, что подавляющее большинство водителей неправильно держат руль. В норме руки должны быть в положении «без десяти два»: только такой хват позволит быстро рулить при возникновении аварийной ситуации. Однако многие держат руль одной рукой или несколькими пальцами и сверху либо снизу. Наблюдения корреспондента «НИ» из окон автобуса и трамвая за проезжающими мимо водителями подтверждают, что более 90% держат руль неверно, а тех, кто надевает при вождении специальные перчатки с прорезями для пальцев, чтобы уменьшить проскальзывание руля (как рекомендует Эрнест Цыганков), и вовсе единицы. «Инструкторы держать руль двумя пальцами не учат, а неправильный хват нарушением Правил дорожного движения не является», – напоминает Александр Борисов из ГИБДД.
Тормозить многие водители, по словам Эрнеста Цыганкова, также не умеют. Владельцам новых современных машин проще – у них, как правило, стоит антиблокировочная система (АБС), позволяющая маневрировать при нажатой педали тормоза. Однако на «Жигулях» и большинстве модификаций недорогих иномарок АБС нет. Нажатая до упора педаль тормоза у таких автомобилей приводит к потере управляемости – машина может только скользить по дороге. Эрнест Цыганков рекомендует тормозить ступенчато, быстро нажимая и отпуская педаль со все возрастающим усилием. Валерий Ковалев признается, что его в автошколе ступенчатому торможению не учили.
«Тепличная» подготовка
Программу подготовки в автошколах утверждают ГИБДД и Минобразования. С 2009 года вступил в силу новый вариант программы, включающий в себя 106 часов теоретических занятий и 50 часов вождения. Будущие водители должны 15 часов потратить на изучение устройства автомобиля, 18 часов – на психологическую и тренажерную подготовку к вождению и 24 часа – на тренировки по оказанию первой медицинской помощи. Вождение же включает в себя семь часов занятий по маневрированию на площадке и 24 часа езды по улицам населенных пунктов, в том числе 13 часов – «по маршрутам с большой интенсивностью движения». «Автошколы способны подготовить к спокойной езде в общем потоке», - утверждает замначальника Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин.
Программа автошкол позволяет научить водить «наиболее продвинутую половину населения», считает каскадер Слонимский. Однако этой программы, по словам г-на Слонимского, «нигде полностью не придерживаются – иначе цена будет втрое выше». Сделанный обзор предложений столичных автошкол это подтверждает: наряду с полным курсом из 106 часов теории и 50 часов вождения за 40–50 тыс. рублей для «уверенных в себе» либо «имеющих навыки управления автомобилем» предлагаются сокращенные курсы за 20–25 тыс. рублей. Вождению там обещают научить за 28–34 часа, а всю теорию во многих школах проходят за «восемь двойных занятий по субботам».
Сокращать количество часов обучения автошкола не может, настаивает Александр Борисов из ГИБДД: это нарушение условий лицензии, а выпускников с таким свидетельством не допустят до экзамена на права. Сотрудники автошкол, где обучают по сокращенной программе, заверили, что их выпускников к экзаменам в ГИБДД допускают. Александр Борисов предполагает, что в этих школах обучение оформляют не как групповое, а как самостоятельное (законодательство позволяет гражданину самому готовиться к экзамену на права), где школа лишь «оказывает услуги в рамках помощи при обучении». В результате же, по словам Александра Слонимского, по окончании автошкол действительно умеют водить лишь те, кто берет дополнительные уроки у инструктора либо тренируется на машине кого-то из родственников или членов семьи.
В последние годы региональные управления ГИБДД стали публиковать данные о том, какая часть выпускников каждой из автошкол оказывается виновниками ДТП в первые три года после получения прав. Средний показатель составляет 5–6%, однако у некоторых автошкол достигает 13–15%. По словам Александра Борисова, отозвать лицензию у автошкол, чьи выпускники чаще совершают аварии, закон не позволяет, и данные публикуют лишь для информирования граждан, выбирающих, куда пойти учиться для получения прав. Публикуется также процент сдавших экзамены с первого раза – в среднем 40–50%, причем теорию (экзамен по билетам на знание Правил дорожного движения) сдают более 90%, а проваливаются выпускники в основном именно на экзамене по вождению.
Среди выпускников автошкол наблюдается два пика аварийности, поясняет Владимир Кузин: «Новички боятся автомобиля и совершают много мелких ДТП – царапают кого-то. Водители же с 2–3-летним стажем начинают считать себя мастерами и гонять, что приводит к тяжелым авариям с человеческими жертвами». В ГИБДД Краснодарского края в минувшем году составили портрет самого опасного водителя. Это мужчина 20–22 лет, едущий в пятницу или субботу на отдых или возвращающийся с отдыха. В такие дни у таких водителей риск аварийности более чем вдвое выше среднего. Самые частые причины аварий с их участием – несоблюдение очередности проезда, превышение скорости и недостаточная дистанция.
«Левые» права на чужую фамилию
Ссылка на низкое качество обучения в автошколах – главный аргумент в рекламе фирм, предлагающих права купить. «Научиться водить машину можно только на практике», – утверждают там и называют прохождение курса в автошколах «бесполезной тратой времени, денег и нервов». Цены на покупные права ниже минимальных расценок на обучение в автошколе – в пределах 15–18 тыс. рублей. Реклама гласит, что документ не просто изготовят, но и «проведут по всем базам ГИБДД», и отличить купленные права от полученных законным способом будет невозможно. От клиента требуются паспортные данные, цифровая фотография и ксерокопия подписи, после чего в течение недели ему сообщат номер его водительского удостоверения. Номер проверяется на подлинность (несколько сайтов предлагают подобную услугу за 500 рублей), после чего курьер привозит удостоверение и забирает деньги.
Фирмы, продающие права, – это мошенники, которые торгуют поддельными правами, утверждает Владимир Кузин. По его словам, за неделю ввести документ в базы ГИБДД невозможно, и гражданам, скорее всего, продадут права с уже существующим номером, только выписанные на другую фамилию. Александр Борисов также убежден, что купить можно только фальшивые права, а сайтам, которые предлагают проверить документ на подлинность, полковник полиции Борисов призывает не верить: они все неофициальные и с ГИБДД не связаны, а услугу по проверке удостоверения на подлинность ГИБДД не оказывает. Правда, с этими фирмами ГИБДД не борется.
Права продаются подлинные, заверили в одной из фирм. Там утверждают, что имеют связи в одном из регионов, где клиенту оформляют временную регистрацию, свидетельство об окончании автошколы и документ о сдаче экзамена в ГИБДД. После этого «на настоящем бланке изготавливаются настоящие права», которые и передаются покупателю. Собеседник признал, что значительное количество продаваемых прав – поддельные, которые просто «рисуют», но настаивал, что их фирма этим не занимается. Александр Борисов говорит, что поддельные права у водителей при проверке документов выявляют регулярно (точную цифру назвать затруднился). Чаще всего фальшивку выдают ошибки при ее оформлении: используются устаревшие бланки (их регулярно меняют) и неправильные шрифты и печати.
Пойманному с поддельными правами грозит штраф до 80 тыс. рублей или арест на срок до полугода. Изготовление же поддельных прав наказывается двумя годами тюрьмы. Однако продавцы прав особо не таятся: у многих на сайтах указаны стационарные телефоны, а у некоторых – даже адреса офисов, причем офис одной из контор расположился в столичном Газетном переулке возле зданий Следственного комитета МВД и ГУ МВД Москвы. Помимо продажи прав тем, кто их никогда не имел, фирмы предлагают услугу для лишенных прав: им выписывают водительское удостоверение на чужое имя (аналог реально существующего документа), но с фотографией заказчика. Управлять машиной с такими правами придется по доверенности, которую владелец машины выпишет на фамилию того, с чьими правами он теперь ездит.