Без жаропонижающего
Система здравоохранения Москвы вновь не готова к зною и смогу
Прошлым летом из-за жары и смога в центральной части России умерли на 54 тыс. человек больше, чем обычно. По прогнозам «Гринпис России», нынешнее лето может оказаться для жителей Москвы и других городов таким же дымным, как и прошлое. При этом столичное здравоохранение из прошлого лета никаких уроков, похоже, не извлекло и к повторению ситуации не подготовилось.
Несмотря на заявление руководителя городского Департамента здравоохранения Леонида Печатникова о том, что все столичные больницы будут оборудованы кондиционерами до конца июня, в реальности это может произойти лишь в течение двух лет. Без кондиционеров осталась и московская служба «скорой». Ее сотрудники сейчас готовятся к работе на износ. Большую часть вызовов «скорой» составляют непрофильные: люди обращаются с проблемами, с которыми должны справляться поликлиники. Однако качественную медпомощь в поликлиниках граждане считают недоступной из-за нехватки и низкой квалификации персонала.
По словам экс-главы Департамента здравоохранения Москвы Андрея Сельцовского, прошлым летом в накрытой смогом столице число летальных исходов увеличилось в два раза и доходило до 700 в сутки. В центральной России смертность из-за жары и смога превысила норму: умерли на 54 тыс. человек больше. Нынешним летом, по мнению экологов, ситуация может повториться. Как рассказал руководитель волонтерской программы «Гринпис России» Григорий Куксин, в Московской области «ситуация с торфяными пожарами практически безнадежна»: вокруг столицы их несколько десятков. «Имеющихся очагов... уже достаточно, чтобы при сухом и жарком лете обеспечить примерно такое же задымление густонаселенных регионов средней полосы, как в прошлом году», – считает руководитель лесной программы «Гринпис» Алексей Ярошенко.
Столичное здравоохранение не подготовилось к смогу. О том, что больницы нужно оборудовать кондиционерами, еще прошлым летом заявлял экс-мэр Москвы Юрий Лужков. Новое городское правительство в рамках модернизации здравоохранения Москвы выделило на эти цели немалые средства. «Мэром ... выделено 8 миллиардов рублей на кондиционирование учреждений здравоохранения, – заявил 3 июня глава Департамента здравоохранения Москвы Леонид Печатников. – Процесс установки уже начался. Больницы должны быть кондиционированы до конца июня».
Однако когда обратились в пресс-службу Департамента здравоохранения, чтобы выяснить, как продвигается «процесс установки», выяснилось, что кондиционеры не получила пока ни одна больница. «Программа модернизации подписана федеральным правительством в апреле 2011 года, деньги начали поступать лишь в мае 2011 года, – пояснила пресс-секретарь департамента Инга Токманцева. – Реконструкция и установка систем вентиляции и кондиционирования требует создания индивидуального проекта по каждому зданию. Для проведения всех указанных работ необходимо значительное время». Г-жа Токманцева заверила нас, что вентиляционное оборудование и кондиционеры будут установлены во всех московских больницах в течение двух лет. Нынешним летом, по ее словам, некоторые больницы и поликлиники самостоятельно закупают кондиционеры «за счет средств текущего финансирования».
Как рассказал председатель Независимого профсоюза работников скорой помощи «Фельдшер.ру» Дмитрий Беляков, не оборудованы кондиционерами и 95% машин московской «скорой»: «Прошлым летом главный врач городской «скорой» Николай Плавунов, выступая на телевидении, сказал, что во всех каретах «скорой» в Москве есть кондиционеры и пять литров холодной воды. Но кондиционеры установлены только в 5% машин, бесплатной воды же нет вообще. При этом работники «скорой» имеют право покупать воду только на подстанциях. Пол-литра там стоит 30 рублей, а если врач в рабочее время попытается купить воду в палатке, потому что там дешевле, его уволят».
Те, кто уже почувствовал из-за смога и жары легкое недомогание, могут попытаться прийти в себя в «антисмоговых центрах». Так называются комнаты в столичных центрах социального обслуживания, оборудованные кондиционерами. Всего их 122, они есть в каждом районе Москвы. Когда корреспондент «НИ» зашла в центр, расположенный около метро «Свиблово», ее заверили, что тут окажут помощь любому, кто плохо себя чувствует из-за жары. «Кондиционер у нас здесь, – сотрудница учреждения открывает дверь в зал с большим плазменным телевизором и рядами стульев, – и в столовой тоже. Скоро еще должны завести». Сам центр социального обслуживания похож на детский сад для взрослых. Он работает с 10 утра до 18 вечера, с инвалидами и пенсионерами здесь занимаются гимнастикой, дают им уроки рисования, вышивания, аппликации, кормят и угощают кислородными коктейлями.
Как рассказала старший научный сотрудник Государственного научно-исследовательского центра (ГНИЦ) профилактической медицины, кандидат медицинских наук, эксперт Лиги здоровья нации Галина Холмогорова, для того, чтобы пациенты больниц или посетители «антисмоговых центров» чувствовали себя хорошо, необходимо не только установить кондиционеры, но и правильно ими пользоваться. «Фильтры необходимо регулярно менять, – рассказала эксперт. – Фильтры не задерживают вирусы, и выходящий воздух разносит их по всему помещению. Если в здании, где находятся много людей, установлен один кондиционер, то один больной может заразить всех, кто в нем находится».
Дмитрий Беляков между тем уверен, что, даже если все медучреждения столицы оборудуют кондиционерами, комфортней пациентам станет не намного. «Даже ремонт в больницах очень часто превращается в показуху, – рассказал г-н Беляков. – Например, на территории 68-й горбольницы разбили парк, его приезжал осматривать Лужков. А в это время больные смотрели на него из окон палат с обшарпанными стенами. Другой пример: ни в одной московской больнице нет удобного входа для работников «скорой помощи», везущих пациента на носилках. Всегда носилки приходится поднимать через порожек. Я думаю, что и с кондиционерами будет похожая ситуация».
Аборт под видом аппендицита
По словам бывшего главного врача станции «Скорой и неотложной помощи» Москвы Николая Плавунова, прошлым летом количество выездов бригад столичной «скорой» к пациентам увеличилось на 20% и доходило до 10 тыс. в день. При этом сотрудники московской «скорой» в жару работают в невыносимых условиях. «Форма синтетическая, в ней находиться невозможно, – признался г-н Беляков. – Нам выдают и хлопковые футболки, но они очень быстро теряют приличный вид. Поэтому медикам приходится самим покупать футболки, похожие на «форменные».
Как и год назад, этим летом сотрудники московской «скорой» собираются работать на износ: жара обострит хронические болезни московского здравоохранения. Как рассказал Дмитрий Беляков, 70% вызовов, на которые выезжают бригады, являются непрофильными: граждане обращаются с проблемами, с которыми должны справляться поликлиники. «Например, недавно забрали бабушку с артрозом коленного сустава: врач из поликлиники выписала направление на госпитализацию, – рассказал Дмитрий Беляков. – Нередко в таких случаях пациентов уже через час отправляют из больницы обратно».
Поликлиники, по словам экспертов, не справляются со своими задачами. «Очень часто москвичи жалуются на недоступность медицинской помощи, – рассказал президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексей Старченко. – В поликлиниках она бывает недоступна в первую очередь из-за очередей и нехватки врачей и оборудования». Дмитрий Беляков считает, что проблему усугубляет и низкая квалификация кадров в поликлиниках. «Нам негласно разрешили даже снимать диагнозы, которые поставили участковые врачи, – рассказал он. – И хорошо, потому что когда мне подсовывают самопроизвольный аборт под видом аппендицита, я ужасаюсь».
По словам экспертов, в московских больницах, куда из-за плохой работы поликлиник поступает увеличенный поток пациентов, не хватает для них ни лекарств, ни оборудования. 9 июня мэр Москвы Сергей Собянин посетил городскую больницу №52, где, по словам ее главврача, устарело 82% оборудования. «Это типичная ситуация для многих медицинских учреждений Москвы», – отметил декан факультета управления здравоохранения Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, кандидат медицинских наук Сергей Боярский. «В московских больницах в целом не хватает около 40% оборудования», – оценивает масштабы проблемы Алексей Старченко. По словам экспертов, в столичных больницах часто нет и лекарств, так что покупать их вынуждены сами пациенты или врачи. «Я знаю врачей, которые сами покупают даже физраствор для своих больниц», – поведал Дмитрий Беляков.
Согласно опросу, проведенному в мае 2011 года «Левада-Центром», 20% москвичей считают недоступность качественной медицинской помощи одной из важнейших проблем города. И при этом эксперты отмечают, что уровень столичного здравоохранения еще значительно выше, чем в среднем по России.