Звездочки "на память"
Безмятежную и порядком уставшую от обсуждений пожаров блогосферу взорвал видеоролик, повествующий о событиях 15-летней давности. И блогеры, и ветераны боевых действий в горячих точках как минимум выражают недоумение по поводу действий музыканта Юрия Шевчука, который будучи в Чечне забрал себя "на память" звёздочки с погон убитого капитана российской армии.
Видео из личного архива лидера рок-группы ДДТ Юрия Шевчука стало достоянием общественности. Из своего визита в Чечню в 1995 году, Юрий Юлианович привёз не только материалы для новых песен, обеспечивших ему коммерческий успех, но и, скажем так, сувениры, которые, по словам музыканта, до сих пор пылятся у него "на полке".
История с "сувенирами" вызывает разные чувства: от недоумения и вопроса "как такое вообще могло быть?!" до омерзения. Вот Юрий Шевчук с видеокамерой подходит к лежащему на носилках телу убитого офицера. Вот спрашивает? кто это? Затем о чём-то, отводя в сторону микрофон, просит близстоящего солдата, после чего тот безропотно опускается на колени, срывает капитанские звёзды с погон погибшего и... отдаёт их Шевчуку. Дескать, на память.
Однако военспецы не припоминают таких традиций ни в советской, ни в российской армии. "Честно говоря, я такого не встречал. Не встречал... Обычно погоны семье передают - такая традиция есть у казаков, например. А вот в отношении звездочек... нет, не встречал", - говорит президент Академии геополитических проблем РФ, доктор исторических наук, генерал-полковник Леонид Ивашов.
С ним солидарен в оценке действий Шевчука заместитель директора Института политического и военного анализа, заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа (ИПВА) Александр Храмчихин: "Офицеров, военнослужащих с погонами, наградами и хоронят, это безусловно, так всегда и было. Чтобы была такая традиция - впервые слышу. У меня эта ситуация некоторое недоумение вызывает".
Гораздо жёстче высказываются ветераны чеченских кампаний. Глава Союза героев России, ветеран войны в Чечне полковник Александр Пегишев в интервью Politonline.ru заявил, что это "абсолютное мародерство". По его словам, "до революции были белогвардейцы, русские офицеры - они снимали погоны и отдавали их родителям. Но никто таких "сувениров" не оставлял никогда". Александр Пегишев возмущенно напомнил "Он говорит, что это память о войне - но в память о войне снимают с врага трофеи, а не со своих мертвых!". Его негодование разделяет кавалер ордена Мужества, герой России, подполковник Альберт Чириков. "Я согласен, что это мародерство. Это некорректно, не по-человечески" - возмущается боевой офицер.
Негодует и блогосфера. "...никаких иллюзий по поводу того, ЧТО из себя представляет этот розничный торговец протестом, я не испытывал никогда, - пишет ЖЖ-юзер burmatoff. - После этого видео, признаюсь, Юлианыч открылся для меня с новой стороны... мразью в превосходной степени".
Впрочем, это уже не первый случай, когда Шевчук, по выражению блогеров, "своё творчество строит на костях". Была, например, ещё песня и видеоклип о "капитане Колесникове" с подлодки "Курск". "Я не против зарабатывания денег. Если хотите зарабатывать на гибели "Курска" бабки или популярность - вперед, мертвые не слышат. Но петь о реальном человеке, семья которого еще жива, с такой вот ухмылочкой, с "мудрым прищуром" из-под очков - это, по-моему, просто запредельно. Можно простить все - эпатаж, конкретное обсирание мертвых, разорение могил, но вот эту вот песенку, под гитарку, под какие-то псевдофанфары, с интонацией "вот оно как, ребятушки", простить, по-моему, нельзя", - пишет d_petrovski.
"Все эти музыканты, типа Шевчука, которых и музыкантами-то назвать западло, крутятся там, где много шума, чтобы распиариться. Это люди такого плана, которые могут только критиковать, все равно что, главное критиковать. При этом сами не делают абсолютно ничего", - констатирует infernaleror.
В последнее время Юрий Шевчук действительно практически отошёл от творчества, всецело посвятив себя политической деятельности. Темой для обсуждения становятся не новые песни, а появление Шевчука на оппозиционных митингах, выступления в защиту олигарха Ходорковского, концерты в пользу т.н. "защитников" Химкинского леса, в реальности оказывающихся общественными (но вряд ли бесплатными) лоббистами чьих-то бизнес-интересов. И т.д. и т.п.
Юрий Шевчук видит развитие своего творчества только в протесте. Не важно, против чего протестовать, главное - сам процесс, который даёт пищу для очередного песенного памфлета на тему "загубленной Родины". Стихия Шевчука - это война, разруха, пожар, смерть. Именно с этого мрачного поля он собирает свой творческий урожай, включая "мёртвые реликвии". Тем и живёт.