У чиновников истек срок отказа от бизнес-активов. Но массового оттока из органов власти не последовало
По закону о «национализации элит», госслужащие, депутаты, топ-менеджеры госкорпораций и Центробанка, а также их супруги и несовершеннолетние дети, должны были избавиться от активов.
В России в законную силу вступил так называемый законопроект о «национализации элит». Согласно документу, до 19 августа госслужащие и народные избранники должны были избавиться от своих активов за рубежом либо уйти из органов власти. Однако массового оттока чиновников, как предполагалось ранее, не произошло. В большинстве своем они просто перевели свои активы на третьих лиц и остались на госслужбе.
По закону о «национализации элит», госслужащие, депутаты, топ-менеджеры госкорпораций и Центробанка, а также их супруги и несовершеннолетние дети, должны были за прошедшие три месяца избавиться от счетов и активов за рубежом. Впрочем, закон позволяет зажиточным чиновникам оставить свои капиталы и недвижимость, но в этом случае они должны покинуть посты в госорганах.
Поскольку оппозиция то и дело сообщала о тайных и не очень бизнес-активах и объектах заграничной недвижимости российских чиновников, данный закон по логике должен был стать причиной для их массового ухода с госслужбы, однако этого не произошло. За последние месяцы стало известно лишь о некоторых отставках чиновников.
Так, например, из правительства ушел только замминистра связи Денис Свердлов, у супруги которого есть счет в иностранном банке. Совет Федерации одним из первых покинул один из самых богатых сенаторов Дмитрий Ананьев, хотя официально его отставку не стали связывать с запретом на бизнес-активы. Его примеру последовали коллеги из списка Forbes Андрей Гурьев, Андрей Молчанов, Николай Ольшанский и Борис Шпигель.
Согласно сводкам из регионов, государственный пост покинул только миллиардер Роман Абрамович, возглавлявший чукотскую думу. Еще одного регионального чиновника - вице-губернатора Нижегородской области Антона Аверина - уволил губернатор. Перед этим стало известно, что у его семьи имеется вилла на Лазурном берегу Франции.
Не произошло массового оттока людей из Госдумы, членов которой часто связывают с теми или иными коммерческими структурами. Председатель комитета Госдумы по регламенту Сергей Попов (ЕР) рассказал, что у него пока нет сведений о том, чтобы кто-то из парламентариев отказался от мандата ради бизнеса. При этом ранее замглавы думской комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах Владимир Поздняков (КПРФ) сообщал, что около 15 депутатов добровольно сообщили о своих счетах в иностранных банках.
Покидать «теплые» места российские чиновники судя по всему не желают, поэтому предпочитают вариант перевода своих зарубежных активов на третьих лиц. Так, например, сделал уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов, который перевел активы (83% акций холдинговой офшорной компании Solvalub Holding AG) на российскую компанию. Сенатор-миллиардер Сулейман Керимов поступил похожим образом и передал активы в управление швейцарскому благотворительному фонду своего имени Suleyman Kerimov Foundation.
В этой связи один из обличителей чиновников-бизнесменов депутат Госдумы Дмитрий Медведев пообещал создать некое подобие базы, которая будет включать в себя сведения о подозрительном имуществе госслужащих. Эта информация позволит добиваться их отставки, как того требует новый закон.
Напомним, с инициативой принять закон о «национализации элит» выступил президент Владимир Путин. По его мнению, чиновники должны сами решить: либо они работают на страну, либо занимаются бизнесом.