Партия сказала: «Не надо!»
Гуковские шахтеры в Ростовской области в конфликте с губернатором могут лишиться единственной поддержки в лице местной ячейки КПРФ, поскольку руководство компартии решило, что враждовать с властью невыгодно
Народ и компартия едины?
В этой истории далеко не все однозначно, многое идет на уровне слухов или слов типа «я слышал» и «мне сказали». Но даже из такого «полуинформационного пространства» можно попробовать вытащить на свет самую суть.
Что имеем? Город Гуково, что в Ростовской области, несчастные шахтеры, не знающие, как прокормить свои семьи после того, как местные шахты накрылись «медным тазом» благодаря способностям структур олигарха Гуцериев. И есть противостояние шахтеров с региональной властью, которая, по мнению первых фактически бросила их на произвол судьбы. Обо всех тонкостях этих отношений наша газета уже писала.
Но во всем этом, казалось бы, беспросветном «темном царстве» был один небольшой «луч света». Имя ему Валерий Дьяконов, первый секретарь горкома КПРФ в Зверево, таком же шахтерском городке Ростовской области, и одновременно координатор протеста горняков в несчастном Гуково.
То, что именно компартия поставила себя в авангард протестной борьбы, не удивительно. КПРФ – это самая оппозиционная партия, ну, как минимум, из представленных в нынешнем парламенте, и многие граждане обращаются за помощью именно к ней.
Наверное, участие их однопартийца в судьбах гуковских шахтеров одно время устраивало центральное руководство компартии – реальная близость к народу всегда полезна в наборе политических очков.
Однако, со временем участие Дьяконова в противостоянии шахтеров с губернатором вылилось в настоящий конфликт с региональной властью. Чего стоит один иск против губернатора Голубева и областной прокуратуры, который открыто готовит Дьяконов, публично обвиняя чиновников в абсолютном бездействии в решении проблем шахтеров.
Бывшие работники шахт кой уж год требуют свои зарплаты, региональная власть отвечает, что проблема решается, что уже много погашено и осталось «совсем чуть-чуть». И в этом несоответствии Дьяконов на стороне шахтеров. «400 миллионов рублей область должна погасить по зарплатам» - говорит действительно народный коммунист, обнажая проблему, в которой шахтерским семьям грозит голодная смерть.
Сейчас обстановка в Гуково действительно на грани взрыва. Шахтеры уже в открытом письме потребовали от президента навести порядок с выплатами зарплат, а в случае отсутствия ответа пригрозили «походом на Москву». Власть отреагировала быстро – многие слишком громко говорившие про Москву, были приговорены к многотысячным штрафам. Похоже, у чиновников в головах вообще ничего человеческого не осталось – завтра в дома «приговоренных», семьям которых есть скоро будет нечего, придут судебные приставы, чтобы что-то отобрать в счет погашения штрафа.
С возмутителем спокойствия поговорили «по-мужски»
Наверняка для губернатора Голубева коммунист Дьяконов был подобен занозе, мешающей спать спокойно. Возможно, с простыми работягами власти разобраться проще, когда их никто «не баломутит».
Что делать губернатору? К примеру, можно намекнуть лидеру КПРФ Геннадию Зюганову на то, что такие действия коммунистов на вверенной ему территории могут им аукнуться. И вот уже Геннадий Андреевич едет к губернатору Голубеву на личное «рандеву», с которого выходит с простеньким поручением «скорректировать позицию партии по поддержке бастующих шахтеров города Гуково». За этой завуалированной фразой стоит, по сути, жесткое требование конкретно к Валерию Дьяконову – уймись, а то уймем.
Для того, чтобы тот осознал значимость момента, свое недовольство его действиями, сообща, высказали, удобно устроившиеся в Госдуме и Заксобрании, депутаты от КПРФ, намекнувшие, что снять его с поста руководителя одной из местных ячеек Компартии дело, в общем-то, несложное.
А на случай, если вдруг коммунист Дьяконов Москву не услышал, к нему по личному поручению Зюганова направили свои «стопы» два «решальщика» в лице депутата Госдумы Николая Коломейцева и депутата Заксобрания Ростовской области Евгения Бессонова.
По некоторым данным, между Дьяконовым и незваными гостями состоялся «мужской разговор», в ходе которого первому вспомнили все его недочеты на посту главного местного коммуниста – якобы, и членские взносы слабенько собираются, и раскол зреет в местной ячейке коммунистов и т.д. и т.п.
За вменением Дьяконову всех этих мелочей, которые всегда присутствуют в любой политической работе, фактически стояло условие – или живи, как все и не высовывайся, или… Дьяконов намек понял, ответив гостям в глаза: «Я готов ключи от горкома хоть сейчас отдать…».
Тем более, по словам самого коммуниста, нынешнее предложение устраниться от помощи шахтеров уже не первое. До этого подходы к нему искали силовики и чиновники. Когда не помогло, попросили Зюганова, а уж тот снарядил на усмирение активного однопартийца целый отряд.
Правда, отряд «боевых действий» в отношении Дьяконова не подтверждает. Гостивший у него Евгений Бессонов упоминает лишь о претензиях к «соблюдению устава» - а приехавший в Ростовскую область с официальном визитом Геннадий Зюганов в разговоре с губернатором Голубевым, якобы, Дьяконова даже не упоминали.
Хотя, по другой информации его роль в протестном движении шахтеров, по которым с точки зрения региональной власти «основные долги погашены», очень сильно тревожила губернатора. Намек на «давайте жить дружно» Зюганов понял буквально. И рисковать судьбой регионального отделения в угоду каким-то там голодным шахтерам посчитал делом неблагородным.
Судьба самого Валерия Дьяконова по-прежнему «на волоске» из-за его слишком активной позиции. Похоже, завоеванные ранее политические «баллы» в Ростовской области вполне устраивают руководство КПРФ – лучше, как говорится, «синица в руке»… Положение партии устойчивое - «ЕР» не догнать, но и с пьедестала уже не слететь.
А к хорошему привыкаешь. Уже и не хочется быть слишком оппозиционером, когда и так жить «вкусно». Такую позицию КПРФ первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин называет нерешительностью, которая является некой «золотой серединой» между жесткой критикой и отсутствием конкретных дел, и позволяющая «не портить отношения с властью». Эксперт предрек такой политике коммунистов разочарование многих, кто всегда видел в компартии защиту от действующей власти.
«Президентская кнопка»
Кстати, если уж упомянули действующую власть, многие знают или слышали, как в нашей стране «ручного управления» президент Путин решает отдельные проблемы. При помощи «отдельных поручений». Пожаловались ему на проблему в регионе – он «кнопочку» нажал, проблема решается «методом кнута» за счет того, кто ее создал.
В 2006-м в Березняках в Пермском крае шахтерские семьи потеряли жилье из-за провала грунта. Сегодня спонсирует строительство нового жилья наряду с бюджетом концерн «Уралкалий», который взят на заметку прокуратурой после поручения президента «проверить как идут дела».
После аварии на шахте «Распадская» в 2010 году премьер Владимир Путин потребовал провести тщательное расследование. Им занялся Следственный комитет.
Директор шахты подал в отставку. После шестилетнего расследования он и еще семь фигурантов (в основном работники «Распадской») оказались на скамье подсудимых.
В 2011 году на совещании на Саяно-Шушенской ГЭС Владимир Путин заявил, что в ходе проверки было выявлено 169 топ-менеджеров энергокомпаний, аффилированных с контрагентами. Руководителя частной компании «Энергострим» Юрия Желябовского он назвал в числе восьми «оборзевших энергетиков», замешанных в коррупционных схемах, а самого топ-менеджера обвинил в выводе активов на сумму более 25 млрд рублей.
Во время проверки олимпийского Сочи в начале 2013 года президент Владимир Путин выяснил, что сроки запуска трамплинов сорваны, а стоимость работ многократно возросла. Гнев президент обрушил на вице-президента Олимпийского комитета России Ахмеда Билалова, который немного погодя лишился должности и стал фигурантом нескольких уголовных дел.
В 2013 году на заседании комиссии по ТЭКу президент Владимир Путин устроил выволочку гендиректору «Русгидро» Евгению Доду за то, что тот не боролся за возврат выведенных из компании денег. Осенью 2015 года Дод покинул Русгидро, а спустя год он был арестован за то, что, по версии следствия, в 2013 году завысил себе премию мошенническим путем.
В августе 2016 года врио главы Республики Коми Сергей Гапликов пожаловался Владимиру Путину на аварийное состояние Воркутинской ТЭЦ-2 (принадлежит «Т Плюс» Виктора Вексельберга). Президент поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу, министру энергетики Александру Новаку и директору ФСБ Александру Бортникову пресечь «жульничество и разгильдяйство».
Почти тут же Генпрокуратура начала проверку Воркутинской ТЭЦ, а следом в офисах «Реновы» и «Т Плюс» прошли обыски, а уже спустя пару дней по делу о даче взяток были арестованы глава «Т Плюс» Борис Вайнзихер и миноритарный акционер «Реновы» Евгений Ольховик, ранее возглавлявший компанию «Т Плюс». Еще одним фигурантом дела стал Михаил Слободин, который возглавлял «Т Плюс» с 2003 по 2010 год.
Крайних нет – но их все знают
Много таких поручений уже роздал президент – и не было случая, когда не с кого оказывалось спросить. Почему никто не отвечает за то, что сегодня происходит с гуковскими шахтерами – кроме отправившегося на нары руководителя печально известного «Кингкоула» Владимира Пожидаева, компании, которая входила в «сферу бизнес-интересов» семьи известного поэта-олигарха Михаила Гуцериева и его «Русского угля»? Ведь если бы президент сделал миллиардеру предложение, от которого нельзя было бы отказаться, Михаил Сафарьекович и не отказался бы. Как говорится, в одной стране живем - всякое может случиться.
Ведь когда в 2007-м Гуцериеву предъявили обвинение в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере на сумму 17,1 млрд. рублей, он не стал противиться предложению «прокремлевского» олигарха Дерипаски продать ему дорогую сердцу «Русснефть». Как говориться, остаться бы живу. Цел и невредим остался - однако, проживание в чужом дождливом Лондоне, судя по воспоминаниям самого богатого поэта страны, не самая лучшая перспектива.
Но если президенту некогда следить за всем, что творится в стране, почему губернатор Голубев, подобно многим своим коллегам, не обратился к президенту за защитой региона от «плохого бизнесмена»? Пожалуй, это уже отдельный вопрос. Большущий вопрос – который при правдивом ответе, если правоохранительные органы захотят получить на него ответ, может стоить не только поста, но и отправить прямиком к бедолаге Пожидаеву, которого легко сделали «рыжим» в той ситуации. Только вот денег своих у него не было, чтобы заплатить шахтерам.
Михаил Гуцериев, пока региональная власть намеренно отвернулась, выскользнул из Ростовской области «чистеньким». Когда власть повернулась – перед ней уже маячили толпы голодных шахтеров. Местные чиновники не в состоянии решить проблему. Или не хотят. Москве, похоже, до этой проблемы пока «прохладно».
И вот единственная сила (по сути, единственный человек) в лице КПРФ взялась за этот «гуж» - помочь простым людям не умереть с голода. В перспективе, даже если бы ничего не вышло – это могли быть такие политические «дивиденды» для компартии, что глядишь, и пятки бегущей впереди «политического паровоза» «Единой России» замелькали бы.
Но тертый политический «калач» Зюганов идти на конфронтацию с действующей, даже на уровне региональной, властью не решился. Потерял сноровку, постарел и доволен нынешней жизнью под «мышкой» у «ЕР»? Если так, к значением «партия власти» и «оппозиционная партия» нужно добавить новый слэнг: «партия около власти». Только власть говорит «да», оппозиция – «нет», что могут сказать представители «около власти»?
Правильно – «ни бэ, ни мэ, ни кукареку». А в гуковских семьях год из года те же заботы – что завтра кушать, чем завтра топить дома, как собрать детей в школу… А известный российский поэт Михаил Гуцериев тем временем пишет «…Мир застыл я бегу в никуда, И смотрю на людей без взгляда…».
Другими словами – мимо людей. Беда, в том числе, шахтерского Гуково – это не та беда, которую хочется разделить всем вместе…