Занялись здоровьем
Счетная палата, медики, политики и прокуратура пытаются разгрести «авгиевы конюшни» скворцовской реформы здравоохранения
![Занялись здоровьем](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/styles/620x370/public/uploads/articles/216_3.jpg?itok=1TbA4jfc)
Вы что-нибудь слышали о X (Чрезвычайном) Пироговском съезде врачей, который прошел в Москве в минувшие выходные? Правильно, ничего. Все СМИ дружно замолчали событие. Казалось бы, этому можно найти объяснение – праймериз «Единой России» и матч за «бронзу» на ЧМ по хоккею заполонили собой информационное поле. А тут – какой-то съезд каких-то врачей…
На самом деле проблема в другом. Медицинское сообщество предлагало антикризисную программу. Ибо кризис здоровья населения и системы здравоохранения, сложившийся за последние годы, уверены «пироговцы», представляют реальную опасность для выживания, сохранения генофонда и будущего народа, для безопасности России.
На съезд приглашали Владимира Путина, членов Правительства, руководителей лечебно-профилактических, учебных и научных медицинских учреждений, органов управления здравоохранением всех уровней, руководителей органов исполнительной и законодательной власти регионов России, все ведущие политические партии. Что характерно – откликнулись только представители ЯБЛОКА и ЛДПР. Чиновники, члены «Единой России» и все провластные СМИ призыв к обсуждению самой горящей социальной проблемы и формулированию рецептов спасения российской системы здравоохранения проигнорировали. Позиция, однако…
И тем не менее, несмотря на плотный информационный колпак, которым «накрыли» Пироговский съезд, минздраву никак не удается доказать обществу правильность своих действий. Сценарий Вероники Скворцовой по кастрации российского здравоохранения вызывает все большее противодействие не только у россиян, врачей и независимых политиков. За последствия т.н. «реформы» взялись Счетная палата и Прокуратура…
О связи здоровья и политики
«Оптимизация у нас происходит в ее извращенном состоянии, потому что оптимизация - это приведение системы к ее оптимальному, наилучшему состоянию. Основным показателем такого состояния является благосостояние человека. У нас же оптимизация приводит к потерям благосостояния всех субъектов отрасли», заявила в своем выступлении на Пироговском съезде лидер ЯБЛОКА Эмилия Слабунова.
Для решения отраслевых проблем необходимо подключить институты влияния – профессиональные сообщества и политические партии, считает она. Однако депутаты нынешней Думы ничего для этого не сделали. «Все представленные сегодня в Государственной Думе партии имели все возможности для того, чтобы осуществлять это лоббирование. Сегодня мы видим его результат - развал системы здравоохранения», говорит Слабунова.
По словам председателя псковского регионального отделения ЯБЛОКА Льва Шлосберга, результаты бездумной оптимизации здравоохранения особенно наглядны в регионах. Так, в Псковской области все началось в 2011 году, говорит он, когда губернатор Турчак запустил тотальную кампанию по принудительной передаче всех муниципальных медицинских учреждений в собственность региона. Официально заявлялось, что только это позволит финансировать ремонты и техническую модернизацию больниц и поликлиник из средств областного и федерального бюджетов. Вместо этого началось тотальное сокращение затрат на медицину.
«Сокращение ставок специалистов. Сокращение коек. Закрытие целых отделений, среди которых самыми большими скандалами сопровождалось закрытие родильных отделений и практическое прекращение родовспоможения в большинстве районов области. Закрытие фельдшерско-акушерских пунктов и замена их на офисы врача общей практики, найти специалистов для которых оказалось очень трудно. Под прикрытием мифа о создании шести межрайонных больниц превращение остальных 18 в полумертвые стационары, стремительно скатывающиеся к полуживым амбулаториям», отмечает г-н Шлосберг.
Провалена и разрекламированная Андреем Турчаком кадровая политика. «Обеспечение псковской медицины кадрами находится на уровне не просто ниже среднероссийского, а на уровне утраты дееспособности самой системы здравоохранения. А на оставшихся в системе врачей упала нагрузка «за себя и за того парня». Врачи сами находятся между жизнью и смертью, и такое состояние невозможно назвать рабочим», говорит политик.
Где выход? Нужна политическая воля и смена политических кадров – от регионов до Москвы. «Чем раньше уйдут временщики, тем дольше будут жить люди», уверен Лев Шлосберг. «Если власть всего этого не видит, то это некомпетентная власть. Но если власть это видит, а не видеть этого нельзя, и ничего не предпринимает, то это можно назвать преступлением, преступным бездействием», - заявила на Пироговском съезде Эмилия Слабунова. Без изменений в политике спасти российское здравоохранение не получится, уверены они.
Посчитали – прослезились
Псковская область всплыла в качестве примера не случайно. Выступая на прошлой неделе в Госдуме с отчетом, председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова дала оценку мероприятиям по оптимизации отрасли здравоохранения, которые в настоящее время продолжают проводиться. «Конечно, наверное, какая-то оптимизация возможна», - сказала она. После чего произнесла фразу, ушедшую в народ. «Но бездумная оптимизация, которая, к сожалению, проводится в настоящее время в значительном количестве субъектов, приводит к очень нежелательным последствиям». И в качестве примера привела Псковскую область. Перед этим, правда, напомнив о той яме, в которую Минздрав загоняет россиян, парой красноречивых цифр. «Из 130 тысяч сельских населенных пунктов только 45 тысяч населенных пунктов имеют те или иные формы оказания медицинской помощи, остальные их просто не имеют», сказала она. «И есть вопиющие факты, когда смертность в результате такой недоступности медпомощи существенно превышает те показатели, которые в среднем сложились в России», - добавила глава Счетной палаты.
А что Псковская область? Средняя продолжительность жизни в регионе составляет 66 лет, в то время как по стране в целом этот показатель равен 71 году. «Смертность в результате недоступности медпомощи существенно превышает показатели, которые в среднем сложились по стране. Если смертность в России за 2015 году составила 13,1 человек на 1 тыс. населения, то, скажем, в сельской местности Псковской области этот показатель составляет 22,6 случая на 1 тыс. населения», – сообщила депутатам федерального парламента госпожа Голикова.
С аудиторами Счетной палаты согласны и в Фонде независимого мониторинга «Здоровье». Причины катастрофического ухудшения положения дел в сельской местности здесь видят в той самой «бездумной оптимизации», отсутствии единой методологии оптимизации, самоустранении Минздрава от нормативной работы. В результате в регионах в первую очередь стали сокращать специализированные сельские койки (неврологические, кардиологические и т.д.). И все чаще сельского жителя с острой и тяжелой патологией скорая помощь вынуждена везти за сотни километров в областной центр, либо он попадает на непрофильную общетерапевтическую койку в районной ЦРБ. В результате происходит рост внутрибольничной летальности», говорят эксперты Фонда. Сроки ожидания приема у врача или диагностики в итоге сегодня в 2-3 раза превышают нормативные. В целом в 2012-2015 годах число амбулаторных посещений среди селян сократилось на 39 миллионов, что связано с просчетами в организации медпомощи. На селе обеспеченность врачами сегодня в 3-4 раза ниже, чем в городе, а смертность на 15-16% выше.
«Данные Счетной палаты подтверждаются еще и данными, которые мы получаем из регионов все больше и больше, - рассказывает первый зампред Комитета Госдумы по промышленности, член фракции «Справедливая Россия» Валерий Гартунг. - Мы постоянно узнаем о том, что где-то люди умирают, не дождавшись приема, не получив своевременной врачебной помощи».
«Когда мы слышим, что средние доходы в регионах по 25 тысяч рублей, что постоянно где-то открываются новые больницы и поликлиники, мы все это ищем и почему-то не находим. Напротив, мы только сталкиваемся с ситуациями, когда медучреждения закрываются и когда до ближайшей поликлиники или роддома людям приходится ехать по 60, по 100 километров», - говорит зампред Комитета Госдумы по транспорту, депутат от ЛДПР Александр Старовойтов.
Но… в Минздраве никаких проблем не видят, утверждая, что продолжительность жизни селян неуклонно растет. При этом такая позиция ведомства сохраняется уже больше года. Видимо, слепота все-таки заразное заболевание…
Прописаны «посадки»?
А тем временем к теме здравоохранения подключилась… Прокуратура и Следственный Комитет. И что характерно – ее появление связано как раз с теми последствиями, к которым привела «реформа» здравоохранения по рецепту Вероники Скворцовой. То есть в ликвидации этих самых последствий вынуждены участвовать уже правоохранители. Как говорится, дóжили…
Итак, как сообщает пресс-служба управления СК РФ по Самарской области, на днях задержаны замминистра здравоохранения региона Альберт Навасардян и глава компании «Современные медицинские технологии» Сергей Шатило. Основание - подозрение в коррупционной деятельности, сообщают в ведомстве. Уже возбуждены уголовные дела по факту злоупотребления должностными полномочиями (по Навасардяну) и коммерческого подкупа (по Шатило). Подробности претензий к подозреваемым со стороны следствия не раскрываются, однако, как сообщил в своем микроблоге депутат ГД Александр Хинштейн, уголовное преследование чиновника и бизнесмена может быть связано с госконтрактом на медицинские поставки для региона. Тема эта, как мы рассказывали буквально вчера, для нашей страны не нова. Вот только ловить за руку преступников в халатах очень трудно. На этот раз, видно, поймали.
Похожие новости приходят и из Свердловской области. По сообщению пресс-службы местной прокуратуры, в результате антикоррупционной проверки установлено 14 случаев конфликта интересов, когда руководители медучреждений являлись непосредственными работодателями своих родственников. Так, в Слободо-Туринской районной больнице должность заместителя главного врача занимала его супруга. В Красноуфимске заведующей хозчасти стоматологической поликлиники также являлась жена главврача указанного медучреждения. То есть, на финансово важных направлениях главврачи, которым реформа Скворцовой дала «все карты в руки», ставят «Нужных» людей и пускаются во все тяжкие. Страдают от этого, разумеется, не они, а рядовые сотрудники ЛПУ и пациенты.
Помимо этого прокуроры выявили целый ряд фактов предоставления недостоверных сведений о доходах и имуществе медицинских чиновников и их ближайших родственников. Зачастую в справках не указывались сведения о продаже недвижимости, автомобилей, наличии земельных участков, получении доходов по другому месту работы и т. д.
Но, повторимся, все вышеизложенное – данные с мест, прокурорские проверки, итоги работы счетной палаты, независимых экспертов и медиков, общественная реакция наконец. А у Минздрава все в порядке – в отчетах, в выступлениях Вероники Скворцовой перед Президентом… Неужели Владимиру Путину так нравится, когда его обманывают?
Между тем, времени на остановку губительных «реформ» и ликвидацию их последствий остается все меньше и меньше, и сколько еще россиян в буквальном смысле падут жертвами гонки Минздрава за показателями остается только догадываться.