Генпрокуратура займется ЦБ и банком «Траст»
Вопросы вызывает непрозрачность критериев для выделения средств на санацию банка, а также бесконтрольность в реальном использовании средств
Генеральная прокуратура России вплотную подошла к теме санации банков. Претензии ведомства вызывают порядок отбора инвесторов и распределение выделяемых дополнительных средств. Заняться этим вопросом подчиненных Юрия Чайки побудила санация банка «Траст», владельцы которого вывели за пределы страны активов в объеме до 65 млрд рублей.
Интерес генпрокуратуры к санации «Траста» вполне объясним. И было бы наивно объяснять его исключительно вниманием к процедурным вопросам или криминальными схемами, с помощью которых из банка были похищены миллиарды рублей. Особое внимание к «Трасту» объясняется, в первую очередь, попыткой поставить хоть под какой-то контроль распределение бюджетных средств в схемах, участником которых является Центробанк и «пострадавшие» российские банки. Поскольку хищения этих самых средств достигли небывалых масштабов даже в якобы «бедных» министерствах типа Минкультуры (дело Григория Пирумова), то непрозрачность денежных потоков, идущих на санирование банков, по определению, несет массу возможностей для аналогичных операций.
Кстати, сомнения в финансовой чистоплотности ФК «Открытие», точнее, людей, стоящих за этой группой, в деле оздоровления НБ «Траст» неоднократно озвучивались СМИ.
11 апреля из Генеральной прокуратуры на имя председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной ушло представление, составленное по обращению депутата Госдумы Сергея Катасонова. Речь в нем шла о нарушении законодательства при санации банка «Траст». Нарекания Генпрокуратуры вызвали два момента, сообщает «Коммерсантъ». Первый - отсутствие нормативных актов ЦБ, регулирующих критерии выбора инвесторов для санации. Согласно закону о банкротстве, финансовой помощи инвестору санируемого банка со стороны Агентства по страхованию вкладов (АСВ) может состояться только при условии соответствия инвестора требованиям, установленным ЦБ. А требований…нет. Не сформулированы. И инвесторов отбирает самом АСВ. Как это происходит, при каких договоренностях, на каких принципах, где и на каких сторонних счетах оседают деньги, полученные в знак «признательности» – никому неизвестно. «Данное обстоятельство способствует бесконтрольному распределению финансовых ресурсов, выделенных на нужды банковской санации», дипломатично говорится в представлении Генпрокуратуры.
Второй момент касался уже санации банка «Траст». Депутата (и Генпрокуратуру) насторожил тот факт, что в случае, если обнаружится, что объем уворованных средств окажется больше изначально определенной суммы бюджетной помощи, то ее можно увеличить на необходимую сумму. Как известно, санаторы «Траста» из ФК «Открытие» попытались воспользоваться этой возможностью, обратившись за дополнительным финансированием на 46 млрд руб. «При этом нормативно не ограничены как возможность предоставления дополнительной финансовой помощи инвестору или санируемому банку, так и основание и порядок ее предоставления»,- указывает в представлении первый замгенпрокурора Александр Буксман. Проще говоря: бюджетные миллиарды можно получить по совершенно непрозрачной и не урегулированной определенными документами схеме.
Конечно, Генпрокуратура не настаивает на каких-то резких действиях. И пока только предлагают ЦБ принять нормативный акт по отбору инвесторов для санации, а также проверить правомерность включения АСВ в план финоздоровления пункта о возможности увеличения финансирования.
По мнению депутата Сергея Катасонова, сложившаяся практика - «серьезная коррупционная составляющая», для исключения которой «необходимо разработать четкие правила игры», заявил он «Коммерсанту». В ЦБ поспешили выйти из-под удара и сообщили, что якобы уже разрабатывают необходимый нормативный акт. Возникает правда вопрос – что мешало сделать это раньше, до того, как дело дошло до Прокуратуры? Видимо, отсутствие интереса к законности и прозрачности такого рода схем.
Однако переломить негативную тенденцию будет непросто. Предыдущая попытка Генеральной прокуратуры «поправить» ситуацию с санациями, предпринятая в декабре 2015 года, окончилась ничем. Лишь несколько сотрудников АСВ были привлечены к дисциплинарной ответственности. Не комментируют ситуацию ни в «Открытии», ни в «Трасте». Банк по-прежнему страдает от крайне негативной репутации, которую он приобрел на рынке кредитования физических и юридических лиц за многочисленные нарушения федерального законодательства и действия в отношении клиентов, подпадающие под статьи Уголовного кодекса РФ. Не случайно, по данным портала Банки.ру, 73% пользовавшихся услугами банка и оставивших свой отзыв на данном ресурсе оценили работу НБ «Траст» негативно.