Укравшие Россию
Окончание. Начало здесь ...
Испанское дело об отмывании денег
То, что Яна Тихонова имела давнюю историю взаимодействия с предприятиями Искандера Махмудова, можно не сомневаться, уверен Рубахин. Она возглавляла не только российское представительство трейдера УГМК – Гленкор, но и руководила несколькими компаниями в «Русале» Олега Дерипаски, тогдашнего партнера Искандера Махмудова.
Дерипаска и Махмудов вместе работали с Михаилом Черным, который в 1997 году инвестировал сотни миллионов долларов в «Кузбассразрезуголь» и УГМК. Олег Дерипаска продолжил алюминиевое дело Черного, а потом вывел бизнес из-под контроля «авторитетного предпринимателя». Напомним, что сегодня часть «Русала» принадлежит Гленкор, а сопредседателем совета директоров компании EN+, которая контролирует все активы Дерипаски, является Натаниэл Ротшильд.
В распоряжении правоохранительных органов многих стран имеются финансовые документы о подозрительных сделках, проводимых под руководством Черного в Испании, Британии, Швейцарии, Италии и в Израиле, где он живет с 1994 года.
С подачи испанских судей Михаил Черной оказался в розыске Интерпола, и только вмешательство российских правоохранительных органов помешало в этот же лист попасть Искандеру Махмудову и Олегу Дерипаске. Российская прокуратура подписала с испанцами соглашение, что будет совместно расследовать это дело, и вот уже третий год Следственный департамент МВД РФ сообщает о продлении срока следствия. Кстати сказать – это тот самый департамент, следователь которого, Сильченко, руководит группой по никелевому проекту в Прихоперье.
Суть испанского дела сводится к тому, что через компанию Vera Metallurgica, которую правоохранительные органы королевства называют «дочерней компанией УГМК», шло отмывание денег. Роль Искандера Махмудова в этой цепочке, по сведениям испанцев, определяется связями с транснациональной преступной организацией, осуществляемыми через некоего Марина Маринова – человека, нанятого для управления предприятиями, через которые отмываются деньги.
С именем Марина Маринова связано несколько фирм, владеющих предприятиями, аффилированными с УГМК и «Кузбассразрезуглем». В 2009 году чистая прибыль компании ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», составила 7,7 млрд. руб. Все эти деньги остаются за рубежом — у компании Krutrade AG, созданной в 1998 году. СМИ сообщают о том, что Krutrade зарегистрирована в Австрии, но все операции ведет через Кипр. Одновременно была зарегистрирована Krutrade AG в Швейцарии. Ее возглавил непосредственно совладелец УГМК Андрей Бокарев. Уже в 2011-2012 годах трейдинг угля от Krutrade полностью перейдет к зарегистрированной на Кипре CARBO ONE LIMITED (предыдущее название ALINOS ENTERPRISES LIMITED). С 2002 по 2006 год эту компанию возглавляет Марин Маринов.
Кроме того, в 2002 году акции «Уралэлектромеди», входящей в УГМК, записанные на компанию PACHECO HOLDINGS LIMITED, достаются кипрской SWANSON GLOBAL SERVICES LIMITED, директор которой – тот же гражданин Болгарии Марин Маринов.
Крепкая дружба с РЖД и Максимом Ликсутовым
Само дело об отмывании денег через Vera Metallurgica было инициировано, когда в 2005 году в результате операции «Оса» при аресте в Испании криминального авторитета Геннадия Петрова были изъяты документы, содержащие информацию об этих операциях.
В структуре владельцев «Кузбассразрезугля» можно найти связь с Геннадием Петровым при анализе документов ЗАО «Риостайл», контролирующего 17% компании. Около половины капитала этой структуры в 2005 году принадлежала ЗАО «Балтстрой», которую лично возглавляет ее же собственник Антон Геннадиевич Петров, сын того самого криминального бизнесмена Геннадия Петрова – лидера Малышевской организованной преступной группы. При этом СМИ сообщали, что именно через «Риостайл» Искандэр Махмудов и Андрей Бокарев контролируют 90% акций «Кузбассразрезугля». Эта связь также ведет к структурам, складывавшимся при МПС и развившимся при РЖД.
Сам Геннадий Петров работал с железной дорогой, будучи знаком с руководителем Министерства путей сообщения Николаем Аксененко. «Балтийская строительная компания» Геннадия Петрова занималась возведением железнодорожных объектов, в частности, построила офис «РЖД» в Москве.
Рустам Аксененко, сын бывшего министра путей сообщения, также контролировал швейцарскую компанию Transrail Holding AG, учредившую Rail finance AG и Rail Invest, владевшие 27,53% «Кузбассразрезугля» до 2006 года. Надо отметить, что Rail Invest получила первые 12,35% «Кузбассразрезугля» еще в 1998 году.
В Эстонии Рустам Аксененко был совладельцем компании Unitrans, которую возглавлял нынешний глава столичного Департамента транспорта Максим Ликсутов и которой МПС предоставляло большие скидки на железнодорожные тарифы по перевозке грузов. Сергей Глинка и Максим Ликсутов назывались «ближайшими компаньонами по бизнесу в Эстонии» Рустама Аксененко.
В начале 2000-х «Кузбассразрезуголь»был плотно связан с МПС, в том числе едиными директорами в швейцарских компаниях. Например, в числе руководителей упоминавшейся Krutrade AG значится имя содиректора Тони Штадлера, который работает с несколькими фирмами, выводящими на топ-менеджеров МПС, а позднее – РЖД. Один из постоянных содиректоров Стадлера, Михаил Альберт, руководит Transrail AG, через которую из России, по сведениям итальянской полиции было незаконно вывезено 5-6 млрд USD. Наряду с Николаем Макуриным в руководстве Transrail Holding AG значится Альберт Вернер. Оба они – фигуранты списка итальянского бюро Интерпола по операции «Паутина». В Transrail Holding AG вместе с Николаем Макуриным с 2002 по 2004 работал также эксглава РЖД Владимир Якунин.
Можно сделать вывод, что в «Кузбассразрезуголь» на ранних этапах были вложены деньги от махинаций на экспедиторских услугах МПС, которые оказывали фирмы, связанные с членами семьи Аксененко, и от строительных подрядов, полученных при содействии главы МПС. В 2001 году против Николая Аксененко было возбуждено уголовное дело, которое не расследовалось вплоть до его смерти.
Держись, Европа!
Но еще интересней разобрать другую историю. В начале 2000-х в УГМК большую роль играли ирландские компании, связанные с международной криминальной сетью, через которую, как полагают, были отмыты миллиарды евро.
Речь идет о следующих компаниях:
ROTEX INDUSTRIAL LIMITED (в 2001-2002 гг. владеет 11-18% УГМК, небольшая доля сохраняется до 2010 года),
FIRST BALTIC COMMERCIAL TRUST ( в 2001-2002 гг. владеет 11,6% ОАО «Сафьяновская медь», 14,6% ОАО «Металлургический завод им. Серова» и 10,2% ОАО «Богословское рудоуправление»),
TACTICAL INVESTMENT CONSULTANTS LIMITED (19,9% ОАО «Богословское рудоуправление» в 2001-2002 гг., 17,66% ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод» в 2003 году),
NORTHERN IMPEX RESOURCES LIMITED (контролировала 12,1% ЗАО «Сибкабель» в 2002 году и 19,9% ОАО «Богословское рудоуправление» в 2001-2002 гг.);
FRONTIER TRADING POST LIMITED (12,7% ЗАО «СП «Катур-Инвест» в 2001 году);
KNIGHTSVIEW CORPORATION — через эту компанию УГМК продает часть продукции (22,3% всей выручки УГМК в 2001 году). Один из собственников УГМК Эдуард Чухлебов в 1999-2001 гг. был главой представительства «Knightsview corporation» в Москве.
Все эти компании организованы при участии и под руководством Филиппа Бёрвелла, которого называют создателем сети по отмыванию денег, распространившейся на десятки стран.
Подробнее персоны директоров и связи этих компаний можно рассмотреть на следующем примере. Ирландская ROTEX INDUSTRIAL LIMITED стала участником УГМК уже с 1999 года, то есть с момента своего основания. В 2002 году по распоряжению Искандера Махмудова ей было передано сначала 11% акций, а потом доля доведена до 18%. Среди владельцев ROTEX INDUSTRIAL LIMITED отмечаются компании с номинальными директорами. Именно через них выводились средства из Российской Федерации и стран бывшего СНГ с участием латвийского Parex Banka, проводились десятки международных криминальных сделок.
Компанию LUXCO 2000 LIMITED, связанную с ROTEX INDUSTRIAL LIMITED, непосредственно возглавляли Стен Горин и Эрик Ванагелс. Эти же люди руководили кипрской JARGON MANAGEMENT LIMITED, которая также контролировала деятельность ROTEX INDUSTRIAL LIMITED.
Или еще пример. В 2003 году акции УГМК, принадлежащие ROTEX INDUSTRIAL LIMITED, переходят швейцарским компаниям: ALPIN GROUP AG – 10,625%, FINMET AG – 7,4%. Напомним, что ALPIN GROUP AG имеет общих директоров с трейдером УГМК – крупной компанией, владеющей производственными активами в сфере цветной металлургии в Европе - UMCOR AG. FINMET AG также получает часть от компании, контролируемой Андреем Козицыным, FRIDINGEN INVESTMENTS LIMITED, доводя свою долю в УГМК до 19,9%.
ALPIN GROUP AG, FINMET AG и UMCOR AG имеют общих руководителей, в частности Михаила Грюнштейна и Маркуса Мюллера. Тот же Маркус Мюллер входил в совет директоров ЗАО «СП «Катур-Инвест» (УГМК), владея через компанию IMC METALL AG частью акций предприятия. IMC METALL AG возглавляют те же менеджеры, что и ALPIN GROUP, и UMCOR AG – помимо Мюллера и Грюнштейна, Курт Гассер, Инга Мюллер. Тото же тандем Мюллер-Грюнштейн в разное время возглавляют угольного трейдера UNICOAL AG, заключающего, в частности, контракты с Гленкор под поручительство «Кузбассразрезугля». Следует отметить, что упомянутые руководители возглавляют не более 10 предприятий, имеющих множество прямых связей.
А что принадлежит этим предприятиям? ALPIN GROUP AG, которая сегодня уже стала собственностью УГМК, владеет производителем медных труб FABRIKA BAKARNIH CEVI. Компания UMCOR AG владеет заводом Montanwerke Brixlegg Aktiengesellschaft. В 2013 году официально сообщалось, что УГМК приобрело 10% Montanwerke Brixlegg Aktiengesellschaft. Член наблюдательного совета Montanwerke Brixlegg Aktiengesellschaft — Эдуард Чухлебов, не последний человек в УГМК. 24 октября 2014 года Чухлебов вышел из наблюдательного совета завода. Вместо него это место занял технический директор УГМК Андрей Паншин.
Еще UMCOR AG принадлежит завод, производящий медь в Словакии - Kovohuty, a.s., и французская Gindre Group.
Таким образом, часть денег, проведенная через сеть британо-ирландских фирм-помоек, вполне легально оседает в нескольких мощных европейских предприятиях, которые теперь подконтрольны Искандеру Махмудову и другим собственникам УГМК.
Кроме того, есть основания предполагать, что сама UMCOR аффилирована с Glencore, активно работающим с предприятиями Искандера Махмудова. Например, в 2005 году УГМК дает поручительство UMCOR AG перед GLENCOR AG на 400 миллионов долларов.
С такой широкой сетью аффилированных предприятий УГМК имеет возможность обходить некоторые европейские пошлины, продавая свою готовую продукцию от имени данных предприятий. О похожей схеме с участием сербской Fabrika Bakarnih Cevi сообщал в августе 2013 года активист сербского профсоюзного движения Рато Нинкович.
***
Будет ли продолжение расследования деятельности УГМК? Последуют ли обращения в судебные и иные инстанции? Добьются ли активисты и жители Воронежской области, отстаивающие свое право на жизнь и здоровье, победы в противостоянии с таким спрутом? Мы задали эти вопросы Константину Рубахину.
«Сейчас по всем этим фактам рассылаются заявления в полиции тех стран, в которых, как мы подозреваем, проводились нелегальные операции, - рассказал он. – Однако пока заявления приняли в нескольких государствах. В некоторых странах достаточно сложно обосновать необходимость расследования. В частности, британское National Crime Agency ответило, что нам надо обратиться в страну, где произошло преступление. Прииом что некоторые операции как раз проходили через британскую фирму.
Вот уже 4 года, как идет противостояние на Хопре. Люди находят все новые подтверждения опасности горных работ в Новохоперском районе. Даже геологоразведка спровоцировала радиологическое и химическое загрязнение питьевых горизонтов населенных пунктов вблизи этих работ. К тому же сама разведка не предваряется никакими экологическими экспертизами, а буровой шлам скидывается просто в овраг рядом со свалкой. Уже сейчас компания не отвечает за свои действия.
Продолжаются репрессии и против активистов. В тюрьме находится Михаил Боярищев, осужденный якобы за поджоги геологической техники. Вот уже два с половиной года находятся в тюрьме Игорь Житенев и Михаил Безменский по сфабрикованному делу. 10 марта им снова, в нарушение всяких законов, продлили срок заключения под стражей до июля. Важно сказать, что на этом заседании Михаил Безменский рассказал подробности этого дела, по его словам, заказанного и оплачиваемого топ-менеджерами УГМК, которые вели с ним разговоры о возможности моего физического устранения. А самого Безменского в тюрьме топили, душили, били по ногам и половым органам, применяли электрошокер.
И это, увы, Россия, 21 век: люди, сосущие кровь из нашей страны, живут в шикарных виллах на Лазурном Берегу и катаются на яхтах за 100 миллионов евро. А люди, защищающие свою малую родину, уже 4 года живут на своей земле, как на поле боя».