Состав следует в тупик
«Уралвагонзавод» остановил выпуск вагонов. Не помогла даже массированная господдержка

Российское вагоностроение переживает не лучшие времена. По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), за 9 месяцев 2015 года треть действующих российских вагоностроительных предприятий практически остановили производство грузовых вагонов. Да и перспективы до конца года не радужные – общий выпуск грузовых вагонов составит 28 000 единиц, что на 49,1 % меньше, чем в 2014 году. Ранее уже появлялась информация, что существенный спад производства вагонов наблюдается и на УВЗ – несмотря на все заявления Олега Сиенко о получаемой корпорацией господдержки. Гражданское направление деятельности НПК, как мы уже неоднократно писали, фактически свернуто. Совместные проекты с зарубежными партнерами по выпуску локомотивов и вагонных тележек ушли в прошлое. На ладан дышит и ЧТЗ.
И вот встал вагоностроительный дивизион. Характерно, что об остановке производства вагонов информацию на УВЗ тщательно скрывали. Скупые данные проскользнули 7 октября – мол, 3500 человек до конца года останутся в вынужденных отпусках. Среди них – вагоностроители и металлурги. В пресс-службе предприятия заявили, что всем им будет выплачиваться 2/3 зарплаты, а причина – в ситуации на рынке.
Однако с выплатой зарплаты на предприятии серьезные проблемы. Начались они, как ни странно, в сентябре. Слово «странно» тут к месту – именно в сентябре правительство РФ предоставило УВЗ госгарантий на 17 млрд руб. До этого момента деньги выдавали в срок. В сентябре, по разным данным, задержка составила от 2 дней до недели. Не получили в положенный срок (15-е число каждого месяца определенного колдоговором) зарплаты работники УВЗ и в октябре. По словам председателя комиссии по охране труда профсоюзной организации корпорации Алексея Балыбердина, задержка связана со сложной финансовой ситуацией на предприятии. «Отсутствуют оборотные средства. В управлении нам пообещали, что деньги поступят на счета рабочих к вечеру 19 октября», сказал он.
Вполне вероятно, что в случае несвоевременных выплат работники корпорации прибегнут к более решительным мерам, чтобы отстоять свои законные интересы. В сентябре г-н Балыбердин (он, кстати, является одним из участников проправительственного движения «Антимайдан») был вынужден признать, что трудовой коллектив настроен очень решительно. «Нам обрывают телефоны, люди звонят. Наше руководство никаких официальных заявлений на этот счет не делало. Но мы надеемся, что зарплату рабочим выплатят», говорил он тогда. Зарплату тогда получили, но не в обещанный срок. Предполагалось, что задержка связана с тем, что руководство предприятия истратило деньги на проведение выставки вооружения RAE-2015. По данным «Коммерсанта», корпорация вложила в организацию мероприятия 350 миллионов рублей.
Чуть ранее, 10 сентября, 250 рабочих другого предприятия корпорации, выпускающего гражданскую продукцию (дорожно-строительную технику), ЧТЗ-Уралтрак выходили на пикет. Причина та же: невыплата зарплаты.
«Работники завода возмущены пренебрежением руководителей к законодательству в вопросах оплаты и охраны труда. Социальная напряженность в коллективе нарастает с каждым днем, люди теряют веру в перспективы завода. Поэтому на конференции трудового коллектива 4 сентября принято решение о проведении пикета ... Участники акции намерены обратиться к руководству и собственникам предприятия с основным требованием - погасить долги по заработной плате», говорилось в сообщении Федерации профсоюзов Челябинской области, в который обратились сотрудники ЧТЗ.
Челябинский тракторный который год находится в состоянии близком к закрытию. Не помогли Олегу Сиенко даже международные санкции. Казалось бы, Комацу, Либхерр, Катерпиллар уйдут с рынка – покупать их не по карману. Самое время импортозаместить их своими бульдозерами. Но почему-то опять не получается. Картину портят не только китайцы. На днях тракторному снова отказали в госгарантиях на 5 миллиардов рублей по банковским кредитам, необходимым для стабилизации экономического положения предприятия. Причина – низкое качество представленного пакета документов. Основанием для отказа в госгарантиях стало отсутствие в заявлении полного наименования кредитора, нотариально заверенных копий кредитного договора, копий учредительных документов и неверно указанные цели займа. Странно, что такие «детские» ошибки были допущены командой Олега Викторовича. А может, они были не случайны? И кредит планировалось освоить совсем иначе, а не пустить его на те цели, что были заявлены официально?