Жесткая посадка
Мещанский суд Москвы приговорил трех активистов Шереметьевского профсоюза летного состава к реальным тюремным срокам. В аваиасообществе уверены, что случившееся – провокация руководства «Аэрофлота», направленная на подчинение независимых профсоюзов

Решением Мещанского суда Москвы три лидера независимого Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) приговорены к реальным тюремным срокам. Исполнительный директор профсоюза Алексей Шляпников, вице-президент Валерий Пимошенко и бывший пилот «Аэрофлота» Сергей Кнышов получили 6,5, 6 и 5 лет колонии общего режима соответственно. Их обвиняли в попытке получить от «Аэрофлота» откат в 100 млн рублей за сокращение суммы компенсаций летчикам компании за работу в ночное время и в трудных условиях. Дело в том, что в июле 2013 года, за три месяца до возбуждения дела, ШПЛС через суд добился компенсационных выплат в размере 1 млрд рублей. А в октябре их арестовывают в результате тщательно разработанной провокации со стороны руководства «Аэрофлота». В этом в профсоюзе уверены.
«Наша позиции остается неизменной, - говорит президент ШПЛС Игорь Дельдюжов. – Уголовное преследование было сознательно инициировано и организовано представителями руководства компании «Аэрофлот». А сама провокация против активистов направлена «на дискредитацию и уничтожение профсоюза в целом».
Судя по всему, для лоббирования нужного результата руководством авиаперевозчика были задействованы огромные ресурсы. Заданность действий следствия и судебного разбирательства не могут не бросаться в глаза. «Версия мести профсоюзу и его активу вообще не рассматривалась ни предварительным, ни судебным следствием, - недоумевает г-н Дельдюжов. – Это обстоятельство дает нам основание усомниться в объективности судебного решении и предположить предвзятость и ангажированность проведенного следствия».
Адвокаты профсоюзных активистов неоднократно указывали на серьезные нестыковки в этом деле. Так, суд отказал в приобщении к материалам важнейших доказательств, в частности, протокола заседания Роструда от 10 октября 2013 года. Напомним, что на этом совещании рассматривался вопрос о необходимости заключения коллективного договора и восстановления на работе члена ШПЛС, командира Ил-96 Сергея Кнышова, который ранее был уволен с третьей попытки из авиакомпании и летные документы которого странным образом были «потеряны» работодателем. Не было приобщено к делу, говорит Игорь Дельдюжов, и заключение Государственной инспекции по труду Москвы о совершении «Аэрофлотом» выплат.
Вызывает серьезные вопросы и два важнейших доказательства, на которых базировалось обвинение. Это материалы телефонной прослушки и деньги, которые непосредственно закладывались в ячейку для передачи якобы вымогателям. Дело в том, отмечает Игорь Дельдюжов, что в 26 томах уголовного дела отражена расшифровка только 4 часов записи из 60. При этом «не назначалась ни судебная фоноскопическая, ни техническая экспертиза записей». Следствие не стало рассматривать доводы, представленные профсоюзом. «Хотя все свидетели из числа летчиков, которых вызывали следователи, говорили, что случившееся – провокация и «заказуха». В материалы прослушки были внесены искусственные изменения, говорит глава ШПЛС, но и этот факт отказались принимать во внимание.
И о деньгах – ведь обвинение говорит о том, что деньги вымогали у «Аэрофлота». «Судья отказалась выяснять природу этих денег - откуда они появились, чьи они, как их проводили, - с сожалением констатирует г-н Дельдюжов. - В материалах дела лежит расписка летного директора Игоря Чалика, что он брал ссуду в банке. Тогда вообще причем здесь ущерб «Аэрофлоту»?» И действительно, деньги замом Савельева были получены на строительство дома. Снова грубейшая нестыковка, на которую суд тоже закрыл глаза…
Непонятно также, почему прокуратура вдруг отказалась вызывать для дачи показаний самого генерального директора авиакомпании. Три раза его приглашали и три раза он не являлся. Более того, адвокатам летчиков оказали в ходатайстве вызвать главу «Аэролота» в суд. Отказали немотивированно.
ШПЛС не считает решение суда правосудным и справедливым, заявляют в профсоюзе. К сожалению, отмечает Игорь Дельдюжов, «мы стали свидетелями того, как правоохранительные органы и судебная власть были использованы в трудовом конфликте для защиты интересов крупного капитала, а не закона». В профсоюзе уверены, что пилоты объединятся вокруг организации для защиты своих прав.
А защищать их придется, видимо, уже скоро. На прошлой неделе руководство компании начало первые сокращения. Пока будет уволено порядка 10% непроизводственного персонала. Летчиков якобы «оптимизировать» не будут. Однако если компания уже отказалась от ряда маршрутов и общее падение объемов перевозок на международных линиях вряд ли закончится в обозримом будущем, то будущее летного состава «Аэрофлота» остается под вопросом. Профсоюз, который защищал интересы летчиков, пытаются обезглавить. Удастся ли г-ну Савельеву поставить на колени всех сотрудников или и на него найдется управа и российская Фемида все-таки вспомнит о своем назначении? Кстати, сегодня первый вице-премьер России Игорь Шувалов назвал необходимость установления справедливого правосудия «вызовом номер один» для страны! «Мы вообще больше не должны мириться с тем, что либо предприниматели могут коррумпировать судебную систему, либо [осуществляется] административное давление предприятий для соответствующего решения», цитирует его «Интерфакс».
Посмотрим, как отреагирует судебная система на слова вице-премьера применительно к делу профсоюзных активистов «Аэрофлота». Ведь тут было все, о чем сказал Игорь Иванович…