И один в поле воин
Превентивные меры власть применяет даже к одиночным протестам
Российские правоохранители все активнее пользуются возможностью строго наказывать за одиночные пикеты и шуточные акции. Недавно было возбуждено второе в современной истории России уголовное дело за нарушение порядка проведения пикетирования. Активисту Марку Гальперину, арестованному на 38 суток, грозит миллионный штраф и до 5 лет лишения свободы.
Дело против Гальперина возбуждено по статье 212.1 Уголовного кодекса (УК) РФ («Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга или пикетирования»). Сейчас он находится в московском спецприемнике №2, где отбывает уже наложенные на него судом 38 суток ареста. По словам общественного защитника Аллы Фроловой, активиста уже допросили в Следственном управлении Москвы.
Однако, уверяет она, прежде чем пустить Гальперина в здание, его «шесть часов держали в машине в тапочках, в результате чего у него поднялась температура». В правозащитном проекте «ОВД-инфо» рассказали, что Гальперин отказался от услуг государственного адвоката и не стал отвечать на вопросы следователей, сославшись на статью 51 Конституции. Однако госадвокат все-таки присутствовал в кабинете и подписывал какие-то бумаги.
Ранее дело по аналогичной статье (внесенной в УК лишь в июле 2014 года) было возбуждено против активиста Владимира Ионова. Его вместе с Гальпериным задержали во время одиночных пикетов под лозунгом «Je suis Charlie» («Я Charlie»). «Всю помощь Гальперину и Ионову оказывают только друзья, – сказал общественный активист Игорь Мандаринов. – Хотя Марк и Владимир всегда ходили на все акции в защиту телеканалов, радиостанций, самозваных лидеров оппозиции и т.д. В настоящее время друзьям-активистам до сих пор не удалось даже найти денег на адвоката».
Уголовные дела в отношении Гальперина и Ионова вполне можно объяснить тем, что российская правоохранительная система из-за крупных демонстраций, видимо, решила дожать даже локальных протестующих. Тем более что федеральные СМИ, за редким исключением, о подобных ситуациях не пишут.
Случаи с преследованием несогласных регулярно происходят по всей стране. Саратовский оппозиционер Александр Стрыгин сообщил, что ему угрожают за участие в неформальной встрече, на которой в числе обсуждаемых тем был и приговор братьям Алексею и Олегу Навальным. По словам Стрыгина, 31 декабря ему на мобильный позвонили якобы сотрудники Волжского отдела полиции и сообщили, что в отношении него «как организатора встречи» возбуждено административное производство.
Во вторник в Саратове активист Андрей Калашников заявил, что его вызвали в полицию по поводу одиночного пикета, который он провел 15 января. «Мне позвонили из городской полиции и пояснили, что к ним поступило заявление от замглавы администрации Евгения Чекулаева о нарушении мной правил проведения одиночного пикета. Якобы «отсутствовал объект пикетирования», – цитируют Калашникова местные СМИ. Отметим, что 15 января Калашников вышел с пикетом в поддержку саратовских журналистов, неоднократно подвергавшихся нападениям за свою профессиональную деятельность. Также целью пикета была поддержка москвичей, выступивших в тот же вечер против приговора братьям Навальным.
По мнению главы Политической экспертной группы Константина Калачева, задержание активистов с лозунгами «Я Charlie» свидетельствует о страхе власти перед протестной уличной активностью. Также, продолжил Калачев, это сигнал о вступлении в сложный период экономического кризиса, который теоретически может перерасти в политический. «Для того чтобы у людей не возникло соблазна поучаствовать в протестах, власти нужны показательные жертвы, – сказал Калачев. – На их примере видны все риски, связанные с протестом: это космического размера штрафы, явно неподъемные для людей среднего достатка, и угроза реального заключения». «Урок обществу», по мнению эксперта, дается как следствие событий на Болотной площади в мае 2012 года, оказавшихся шоком для властей.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил, что вышеперечисленные истории – предупреждение всем, кто занимается протестными делами, хотя при этом власть действительно считает, что у нее реально очень высокий рейтинг. «Но представители нашей власти в конце 1980-х годов были уже в сознательном возрасте, и они помнят, что тогда тоже были маленькие акции, организованные «Демократическим союзом» Валерии Новодворской, – считает Макаркин. – Тогда эти маленькие акции были не очень популярны. А с другой стороны – КПСС, 19,5 млн человек, МВД, КГБ, армия. А потом получилось так, что все рухнуло в несколько лет, Советский Союз прекратил существование. Поэтому, с их точки зрения, одна из причин крушения Советского Союза была в недооценке оппозиции, которая, как считает власть, при поддержке заграницы может добиться куда большего, чем прогнозируется. Поэтому и идут такие превентивные жесткие меры».
Источник - "Независимая Газета"