Страшны не санкции, а отсутствие адекватного ответа на них
Пока самой заметной реакцией России на внешнеэкономические ограничения стала пропаганда
![Страшны не санкции, а отсутствие адекватного ответа на них](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/uploads/articles/35671/81big.jpg)
Владимир Путин, обсуждая тему санкций в интервью немецкому каналу ARD, заявил, что они наносят вред мировой экономике – и вместе с тем, конечно, российской. При этом президент РФ обнаружил в санкциях и плюсы: «Допустим, те ограничения, которые вводятся для некоторых российских предприятий по приобретению определенных товаров на Западе, в Европе, в Штатах, побуждают нас к тому, чтобы производить самим этот товар».
О том, что санкции не только вредны, но и полезны, в России говорят многие – от депутатов-популистов до верхушки исполнительной власти, то есть премьер-министра и президента. Российские власти потратили немало времени и сил с целью убедить граждан в том, что западные ограничительные меры не так страшны, как могло бы показаться. И, пожалуй, санкций действительно не стоило бы опасаться, если бы Россия была готова дать на них адекватный ответ. Ответ дан, но его качество оставляет желать лучшего.
Встречные российские меры, в частности, коснулись импорта продовольствия. Предполагалось (во всяком случае, делались такие заявления), что это подхлестнет отечественного производителя. Однако наличие спроса при сокращении предложения – лишь один из стимулов для наращивания производства. Ничуть не менее важно, точнее – совершенно необходимо, наличие денег, возможности получить кредит. Именно в этом и мог заключаться ответ России на санкции – не просто в расчистке площадки для отечественных товаров, но и в создании комфортных условий для бизнеса, включая кредитование, ликвидацию административных барьеров и т.д.
Этого не было сделано. Российские банки не увеличили объемов кредитования бизнеса. Предприниматели из-за санкций не могут получить долгосрочный кредит на Западе. Более того, России не удалось найти инвесторов в Азии, несмотря на все реляции о том, что там крайне заинтересованы в сотрудничестве с РФ.
Одновременно произошло существенное снижение курса рубля. Падают цены на нефть. Государство сохраняет в полном объеме пакет социальных гарантий, а крупные компании просят распечатать для них Фонд национального благосостояния. Правительство, запрограммированное на реализацию левого социально-экономического курса, даже на уровне идей, не говоря уже о действиях, не сумело адекватно отреагировать на кризисные явления, прямо или косвенно порожденные западными санкциями.
Логика санкций заключается в том, что за внешним экономическим давлением следует внутреннее, то есть граждане, испытывающие неудобства в связи с ограничениями, вынуждают власть изменить свою политику. Почва для внутреннего давления появляется: по данным Левада-Центра, все больше россиян чувствуют, что санкции негативно сказываются на их жизни.
Здесь стоит сделать паузу. Почва есть, но давления нет. Рейтинг Путина высокий, подавляющее большинство, несмотря на чувствительность санкций, продолжает поддерживать политику власти.
Во многом это результат мощной пропаганды, которую стоит считать самым явным и с точки зрения результата эффективным ответом на санкции. Пропаганда де-факто помещает нынешние ограничения в смысловое поле многовекового противостояния Западу, включая военные конфликты. «Терпеть и сплотиться» становится естественной реакцией.
Инвестировав в пропаганду, российская власть инвестировала в средство с укороченным сроком годности. До сих пор обществу не был предъявлен набор качественных мер, минимизирующих негативное воздействие санкций на уровень жизни граждан России.