Ипотечное иго
В Татарстане государственную программу «Ветхое жилье» реализуют с многочисленными нарушениями. Республиканские чиновники, сознательно занижая стоимость выкупаемых квартир, загоняют людей в ипотечную кабалу
Долгие годы Татарстан был своего рода образцом для подражания в вопросе улучшения жилищных условий. Еще бы – аж 30 марта 1995 года был создан государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте Республики, который и стал основным двигателем принятой в октябре того же года республиканской программы по ликвидации ветхого жилья. За десять лет переселенцам из ветхих домов предоставили свыше 48 тысяч новых квартир. Казалось бы, с этим вопросом и сегодня в республике все хорошо, уже в рамках исполнения Федерального закона о 26 февраля 2010 года. Однако, как выясняется, в Татарстане не все так благополучно.
Волатильные метры
Поселок Бирюлинский зверосовхоз находится в получасе езды от Казани. 33 километра – и вы уже в Высокогорском районе. Зверосовхоз – это не только гордость района, но и одно из самых преуспевающих сельхозпредприятий республики. Здесь выращивают норку трех пород, соболей, лисиц. А еще 5000 голов КРС, прибыльное молочное хозяйство, 7600 га зерновых с урожайностью до 40 ц/га, 300 га под картошкой, которую продают и в соседние регионы. В общем – почти аграрный рай. Но портит его, как водится, жилищный вопрос.
- Всё началось три года назад, - говорит местная жительница Людмила Н. (имя и фамилия по ее просьбе изменены – ред.). – В нашем поселке на улице Гагарина есть дом №29. В нем восемь квартир. И вот, пришли к нам тогда из района представители исполкома и стали уговаривать принять участие в программе переселения из ветхого жилья.
На первый взгляд казалось, что все солидно. Чиновники роздали жильцам копии письма государственного Жилищного фонда при президенте Республики Татарстан от 01.06.2011г. №4499 на имя главы администрации Высокогорского района Калимуллина Рустама Галиулловича. Познакомили жителей и с условиями участия в программе.
- Они сказали, что наши квартиры будут выкупаться у нас по цене 20700 рублей за кв. м., цена кв.м. в новой квартире будет 24000 рублей, а разницу мы будем доплачивать по программе «социальная ипотека». Но для этого нам необходимо приватизировать квартиры, что мы и сделали, - говорит Людмила.
Отметим, что вопрос приватизации старого жилья стал первой западней, в которую попали жители поселка и о которой на тот момент они, конечно же, не знали. Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.08.07 №494, решение о необходимости приватизации старого жилья каждый человек принимает самостоятельно. И оно не является обязательным условием участия в программе.
- Мы также дали свое письменное согласие на переезд, - продолжает Людмила Н. - И в этом документе была указана цена 20700 рублей за кв.м. К сожалению, этот документ составили в единственном экземпляре и этот экземпляр увезли в исполком.
4 ноября 2013 года переселенцам глава администрации Высокогорского района г-н Калимуллин вручает ключи от новых квартир. И договоры на их приобретение. При виде этого «документа» у людей глаза буквально лезут на лоб: в нем не указано, какая квартира приобретается, её площадь и цена. На переезд дали ровно месяц – если не успеют сделать ремонт и переехать, отрежут газ в старом доме, бодро пообещала администрация.
Следующий удар новоселы получили в июне этого года.
- Нас, наконец, пригласили подписать все договора купли-продажи, на старые и на новые квартиры, - рассказывает Людмила. – И тут выясняется, что госжилфонд выкупает у нас старое жилье по 11022 рубля за кв.м. а новая квартира нам будет обходиться по 27000 рублей за кв.м. То есть разница вместо обещанной и договоренной в 2300 рублей за «квадрат» выросла фактически до 16 тысяч. Весело?
Неподъемная цена
Недоумение и возмущение людей чиновники попытались снивелировать очередным документом. Они показали протокол № ИХ-12-378 от 25.12.2013 года кабинета министров Республики Татарстан за подписью премьер-министра И. Халикова, в котором говорится, что выкуп аварийных квартир будет производиться по цене 11022рубля за кв.м. Но если посмотреть на даты, то этот документ был принят значительно позже переезда жителей, не говоря уже о том моменте, когда они подписывали соглашение. Закон, как известно, обратной силы не имеет. Или в Татарстане свое понимание правовых норм?
Самые горячие головы были готовы отказаться от новых квартир и вернуться назад. Но старого дома не было – его уже снесли.
- Давайте подсчитаем, во что нам вылились эти изменения, - предлагает Людмила. – Было обещано, что старую квартиру площадью 53.1 кв.м продают по 20700 рублей за кв.м. Получаем 1 099170 рублей за квартиру, что почти соответствует рыночной цене. Новая квартира площадью 72.8 кв.м приобретается по 24000 рублей за кв.м. Получалось 1 747 200 рублей. Соответственно, доплата составляла 684 030 рублей. При кредите на 15 лет при 7% годовых месячный платеж составлял 5 824,68 рубля. Это для нас было приемлемо.
Теперь же, говорит она, при новых ценах разница в доплате составляет 1 380 332 рубля. Ежемесячный платеж возрос до 12 407 рублей.
- Понятно, что цены на рынке растут, но совсем непонятно, почему и каким образом изменилась выкупная цена наших квартир, - негодует Людмила. – Менять правила во время игры недопустимо!
В доме на Гагарина живут совсем не миллионеры. Пять семей из восьми - пенсионеры, одна мать-одиночка ребёнка-инвалида, живут они на пенсию. Как они будут оплачивать и ипотеку, и квартплату, да еще и жить – об этом чиновники, наверное, не думали…
- Нашим пенсионерам, семье Муравицких, чиновники так прямо и сказали: пусть вашу ипотеку оплачивают дети. Но у детей самих и кредиты, и своя ипотека. Откуда брать деньги?
Спасение утопающих
Попав в расставленную чиновниками западню, жители дома на Гагарина обратились к законодательству и выяснили, что в их деле властью был нарушен целый ряд юридических норм.
Например, в соответствии с п.4 ст.32 Жилищного Кодекса РФ, их должны были еще за год до переезда уведомить об этом в письменной форме. Ничего такого сделано не было.
Не должна была меняться и выкупная цена, определенная соглашением с собственником жилого помещения , то есть е самые 20 700 рублей за кв.м. (п.6 той же статьи). К сожалению, жильцы злополучного дома не могут получить даже копию этого соглашения. Скорее всего, предполагают они, он находится в госжилфонде, но на запросы о предоставлении копии эта организация просто не отвечает. «Футболят» жильцов и в других госструктурах.
- Мы писали письма в прокуратуру Татарстана и Генпрокуратуру России, - говорит Людмила. - Ответ пришел, что все в рамках закона, но если не устраивает выкупная цена, то обращайтесь в суд.
Направляли письмо и в Администрацию Президента России, но оттуда запрос отписали в Кабинет министров Республики Татарстан. Смешно даже, горько иронизируют жильцы, что те, кто нас «кидает», должны сами себя проверить. А республиканский минстрой просто поддержал местную администрацию. Мол, если с жильцами не достигнуто соглашение о выкупной цене, то орган местного самоуправления может предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Никто ни в чем не виноват
Похоже, что многие чиновники в Татарстане действуют по жестко рыночному принципу даже в социальных программах и проектах. «Не нравится? Да вас никто не держит» - примерно так можно сформулировать их позицию. Иначе чем можно объяснить действия делегации исполкома Высокогорского района на встрече с жильцами, когда чиновники просто пригрозили людям, что если они не подпишут договора купли-продажи до 15 августа, то их новые квартир выставят на аукцион. Приватизировать новое жилье у переселенцев с Гагарина тоже не получится – они уже приватизировали свои старые квартиры. Куда ни кинь, всюду клин. Путанные объяснения чиновников о том, что дом №29 был признан ветхим то в одном году, то в другом, еще более укрепляют подозрения его уже бывших жителей в махинациях.
- Наш дом признали аварийным, а соседние, точно такие же – нет. Видимо, участок, где стоял дом, были наши огороды и гаражи, кому-то приглянулся. И нас быстренько, с нарушениями, переселили. Им нужен был наш участок, - уверена Людмила.
То, что переселение произошло с нарушениями, признали и в районной администрации. Но что с этого нам, спрашивают обитатели бывшего дома №29, делать-то что? Нарушена куча законов, а никто ни в чем не виноват.
***
Похоже, что конфликтом в поселке Бирюлинского зверосовхоза дело не закончится. Когда-то республиканские власти заявляли о том, что все нуждающихся жителей Татарстана из ветхого жилья переселят к 2017 году. Однако в апреле этого года бюджетные субсидии районам по этой статье на 2014-2016 годы сократили в три раза(!). Как заявил тогда председатель комиссии по контролю за реализацией государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в Госсовете РТ Марат Галеев, сокращение средств на соцпрограмму связано с «майскими указами» Президента России, согласно которым властям Татарстана нужно поднять зарплаты госслужащим. «Мы региональную часть выделения средств на расселение уменьшили, у нас просто источников нет. Но это не значит, что из аварийного жилья совсем не будут расселять, по деньгам (всех) просто не получается», - сказал он.
Но это в любом случае значит, что жертвами опробованной в Бирюлях схемы станут обычные люди. Которым придется из своего кармана оплачивать очередные экзерсисы властей, не соблюдающих ни закона, ни ими же придуманных программ.