Ничего, мы еще прилетим к вам!
Для поколения, выросшего на рекламе порошка Tide, скажу, что эти слова – не из телеролика, а из самой натуральной книжки. Называется она «Незнайка на Луне». Написал ее Николай Носов. И было это в 1965 году, когда наша страна, не считая остальных достижений, семимильными шагами рванула в космос.
Сегодня с достижениями сложно. С освоением бюджетов чиновниками и членами их семей - все в порядке, а вот с развитием промышленности, сельского хозяйства, энергетики, машиностроения, Дальнего Востока, сохранением культуры, внутренним туризмом – сплошная беда. С космосом все тоже не так однозначно. Хотя и ВВЦ опять переименовали в ВДНХ, и павильон «Космос» очень хорошо отреставрировали. И тем не менее.
Давеча глава Роскосмоса Олег Остапенко предложил «прописаться на Луне». В рамках, как сейчас положено, новой федеральной программы на период до 2025 года. Это документ, помимо пилотируемых полетов, на которые пойдет 50 процентов бюджета (объем не назван), предполагает экспедиции к Марсу, освоение Луны и создание системы защиты земли от астероидов.
Над последней проблемой думают многие. Но никаких масштабных реальных работ в нашей стране не ведется, потому что, как говорят астрофизики, а) нет в природе такого телескопа, который бы контролировал всю небесную сферу, б) нет таких технических средств, которые могли бы предупредить о приближении небольших объектов, в) создание системы защиты от метеоритной и астероидной угрозы требует колоссальных средств. Теоретически такую систему можно якобы создать к 2030 году.
Все это хорошо и, наверное, правильно. В том смысле, что технологии, оборонку и космос надо развивать. Но повседневная жизнь ставит перед большинством населения страны совершенно другие вопросы. Которые Правительство хронически не решает. Например, наличия отопления (не печного) в сельских домах, наличия нормальных дорог, а не «направлений», возможности просто работать, не в космической (это – удел немногих), а в других отраслях – строить, учить детей, лечить людей, одним словом, «жить, а не существовать», как спела бы Алла Борисовна.
Жить в разрухе, но летать в космос – это неправильно. Потому что – недолговечно. Только факты: в стране 75%(!) населения живут в боязни потерять работу. Продолжительность жизни мужчин – 69,8 лет. Производительность труда в 2,6 раза ниже, чем в США. 60% жилищного фонда изношено на треть, еще 34% - на две трети. Более 60% основных фондов ЖКХ отслужило основной срок. По расходам на образование на душу населения страна уступает большинству европейских стран. Почти треть деревень не имеет дорог с твердым покрытием, которые выводят на трассы общего пользования. На селе газифицировано менее 50% домов. При этом уровень газификации, например, Кемеровской области составляет чуть ли не 2 (два) процента. Одна статистическая «душа» в нашей стране потребляет в год 13,5 литров чистого алкоголя. Держим первое место в Европе по подростковому суициду. Вот со всем этим – как? Если хотим уже на Марс лететь? Может, лучше сюда направить средства?
Мне лично хотелось бы, чтобы люди, обычные, не главные конструкторы и звезды эстрады, нормально жили. Но когда видишь, что громкие крики о том, что мы с полпинка заменим импортное продовольствие/машины/телефоны/пароходы/ледоколы/самолеты и т.д. своим продуктом, оборачиваются пшиком, потому что своего почти нет, в очередной раз понимаешь: все эти программы и проекты – лишняя возможность дать «попилить» бюджет нужным людям. Без пользы для России и без какой-либо ответственности перед ее народом.