Расходы бюджета дошли до предела
Для пополнения казны государство возвращается к практике лихих 90-х
Возможности государства увеличивать расходы дошли до предела, заявил накануне во Владикавказе министр финансов РФ Антон Силуанов и пообещал перевести часть госрасходов в условно утвержденные – то есть необязательные и негарантированные. Возврат Минфина к кризисной налоговой политике лихих 90-х подтверждает и третье пришествие в Россию налога с продаж. До сих пор этот налог действовал лишь в периоды самых острых кризисов – во время распада СССР и дефолта 1998 года. Возврат к налогу с продаж эксперты объясняют кризисом региональных бюджетов, который во многом вызван ростом расходов для исполнения майских указов президента Владимира Путина.
Правительство обсуждает наделение субъектов РФ правом вводить налог с продаж в размере до 3%, сообщил вчера Антон Силуанов. «Рассматривается вопрос о возможности предоставлять право регионам вводить налог с продаж до 3%, это около 200 млрд руб. для субъектов РФ, будем обсуждать эту тему», – заявил глава Минфина. По его словам, налог с продаж сконцентрируется, судя по прошлому опыту, в таких крупных регионах, как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, где есть крупные сети. «Собрать его (налог с продаж – НСП) можно только там, где есть крупные торговые сети», – сказал Силуанов.
Новость о введении налога с продаж противоречит заявлениям министров правительства Дмитрия Медведева о том, что налоговая нагрузка в России больше повышаться не будет. Тот же Силуанов в конце марта говорил: «Мы не будем повышать до 2018 года налогов, у нас не предусмотрено никаких изменений с точки зрения повышения налоговой нагрузки». Правительство России не планирует повышать налоговую нагрузку на бизнес в ближайшей перспективе, заявил премьер Дмитрий Медведев в Госдуме в конце апреля, выступая с докладом о работе правительства в 2013 году. «Хотел бы отдельно подчеркнуть: правительство не планирует повышение налогов. Такие идеи высказывались рядом экспертов, в ведомствах анализировались. Но мы на это не пойдем», – обещал Медведев.
И действительно, особой необходимости повышать налоги при профиците бюджета, казалось бы, нет. Ведь, по прогнозам самого Минфина, профицит федерального бюджета в этом году может сложиться на уровне 0,4% ВВП. Тем не менее эксперты находят логику в налоговых идеях Силуанова.
«В отличие от профицитного федерального бюджета состояние региональных бюджетов далеко от благополучия. Многие регионы испытывают серьезные трудности с исполнением требований майских указов президента о повышении зарплат бюджетников. И именно поэтому право на введение налога с продаж будет отдано регионам. Теперь у Минфина появится ответ на жалобы региональных администраций – не хватает денег, вводите налог с продаж», – объясняет директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
При этом эксперт ставит под сомнение утверждение властей о неповышении налоговой нагрузки. «У нас продолжается рост акцизов, увеличиваются страховые взносы для вредных производств, растут налоги на недвижимость. Кроме того, изменение налогов в нефтянке, деофшоризация и усиление роли силовиков в налоговой сфере также приводят к общему увеличению налоговый нагрузки», – объясняет Николаев.
Эксперт указывает, что введение НСП может оказаться ошибочным, поскольку оно ударит по розничной торговле, которая до последнего времени играла роль драйвера для российской экономики.
«Правительство ведет себя непоследовательно в отношении создания благоприятного бизнес-климата в стране. Здесь и ползущие ставки страховых взносов, которые фактически являются налогом на труд, и сонм различных сборов для бизнеса, которые не регулируются Налоговым кодексом. При этом ужесточение позиции по налоговым преступлениям идет одновременно с декларированием либерализации экономики», – говорит председатель комитета по налогам «Деловой России» Марина Зайкова. Она напоминает давние предложения бизнеса о замене налога на добавленную стоимость на НСП – но тогда речь шла именно о замене, а не о введении еще одного дополнительного налога.
«С введением в регионах НСП было бы логично снизить ставку налога на добавленную стоимость – например, на 2%, тогда можно было бы нивелировать инфляционный фактор. Если снижения ставки НДС не произойдет, то инфляционное давление на население будет ощутимым», – соглашается завкафедрой политэкономии РЭУ им. Плеханова Ирина Караваева.
«С введением НСП общая налоговая нагрузка на физических лиц увеличится. Кроме того, введение этого налога, несомненно, повлечет общий рост цен», – уверена руководитель управления налогового консалтинга «ФинЭкспертизы» Нина Козлова.
«Новый налог обещает рост цен и очередной виток инфляции. При этом бюджетные проблемы будут решаться за счет нас с вами», – говорит эксперт Русской школы управления Кирилл Линник. «НСП подстегнет рост цен в регионах. Кроме того, пострадают и торговые сети, поскольку спрос может быть сдвинут в сторону мелких ретейлеров или рынков, которые часто вообще не платят налогов», – предупреждает аналитик по макроэкономике UFS IC Василий Ухарский.