Перегазовал
Глава ФАС Игорь Артемьев заявил на президентском совещании по вопросам энергетической политики России, что цены «Газпрома» на газ, предлагаемые на внутреннем рынке, не имеют ничего общего с рыночными принципами. Артемьеву посоветовали «больше так никогда не говорить».
«Ценообразование на газ в Российской Федерации ничего не имеет общего с рыночным ценообразованием. После того, как Правительство отказалось от принципа равной доходности, были изобретены формулы, в которых были скрещены коэффициенты, если можно так сказать, круглые с зелеными». Вот так, невзирая на присутствующих, некоторые из которых после означенной тирады пригнули головы, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев «бабахнул» в Астрахани на совещании президентской комиссии по вопросам ТЭК.
На что Президент настойчиво попросил его больше так никогда не говорить. Артемьев, закосив, по национальной традиции, под дурачка, согласился и кивнул головой (ну нельзя же вот так, прилюдно – и противоречить Самому), но при этом, как истинно русский человек, продолжал исподволь гнуть свою линию: «Но хотелось бы, чтобы это было рыночное ценообразование в полной мере..» Тут уже Семь холмов в питерском исполнении не выдержали. «У нас - рыночное (с ударением на этом слове) ценообразование, - сказал В.В.Путин. – Понимаете? (в голосе прозвучали наставительные нотки учителя начальной школы, обращающегося к родителям заядлого двоечника, который осмелился дожить до пятого класса)».
На этот раз г-н Артемьев понял все настолько быстро и правильно, что по-военному ответил «есть». Ответ никак не вязался с его фигурой (в армии Игорь Юрьевич не служил). Но, видимо, он понял зырк Президента – «ты же наш, питерский, и нечего тут!» - именно об этом улыбнулся Артемьеву Президент России улыбкой доктора Гильотена. Потому тот и отреагировал соответственно.
Скажу честно: я не знаю, какие там надбавки и коэффициенты формируют цену на природный газ в недрах «Газпрома». Да это и не важно. Об этом знают только свидомые специалисты. Скажу об этом как обычный потребитель.
Итак, «Газпром» отпускает зарубежным потребителям газ по цене, скажем, 360 долларов за 1000 кубометров, то есть по 11 рублей за литр. На российской же автозаправке и в баллоны газпромовский газ заливают уже по 16-17 рублей за литр, т.е на 50% дороже. Если посмотреть назад, то за десять лет цены на газ для населения выросли в 5,3 раза.
За последние два года чувствительно подросла цена на газ и для промышленных предприятий. Если в начале лета 2012 года 1000 кубометров стоили 2986 рублей (без НДС), то с октября прошлого года уже 3500 рублей. Для многих организаций остро встал вопрос платежей – согласно правилам, «Газпром» может отключить подачу газа после двух периодов неплатежей. Согласно официальной статистике, только за второе полугодие 2013 года долг российских предприятий перед «Газпром Межрегионгаз» возрос на целых 60%, с 28,7 до 45,9 млрд рублей. Больше всех задолжали предприятия Московской области (7,61 млрд рублей). Следом идут Республика Северная Осетия-Алания (4,2 млрд), Краснодарский край (2,32 млрд), Кабардино-Балкария (2,16 млрд), а также Тверская область (1,93 млрд). Еще по 1,5 млрд задолжали Чечня, Брянская, Волгоградская и Тульская области. По 1 млрд должны Дагестан, Башкирия, Пермский Край и Владимирская область. По искам «Газпрома» в отношении должников в 2013 году было возбуждено 42 уголовных дела.
Однако ни активность правоохранительных органов, ни работа Думы над ужесточением наказаний неплательщиков не предусматривают ни даже временной заморозки тарифов, ни их корректировки в сторону понижения. Наверное, об этом тоже хотел сказать на заседании комиссии Игорь Артемьев. В том, что в стране рыночного ценообразования на газ все-таки нет, а цена устанавливается совершенно волюнтаристски, собравшимся рассказал чуть позже министр энергетики Александр Новак. «Целевой ориентир - $160-190, это ниже нетбека поставок в Европу, это та цена, к которой нужно стремиться - справедливая цена для независимых производителей и «Газпрома». Сейчас $106», - сказал он. Чем объясняется «справедливость» цены, министр не пояснил. Он лишь озвучил привычный для российских чиновников лозунг – развитие отрасли возможно только тогда, когда будет увеличен тариф на услугу. В данном случае, если в полтора-два раза вырастет цена на газ.
Попытавшись соблюсти российское антимонопольное законодательство в газовой сфере, Игорь Артемьев покусился на… основы российского государственного регулирования. Попытка министра хоть как-то защитить интересы конечного потребителя была жестко пресечена на корню. Но потенциал внутреннего роста тарифов на газ исчерпан – об этом, несмотря на замечание Путина, все-таки сказал потом Артемьев. Проще говоря, на внутреннем рынке «Газпром» получает такую же прибыль, что и при экспортных поставках. Где выход? В допуске на рынок независимых компаний и введении единого газотранспортного тарифа. Иначе количество предприятий-должников будет расти, а отключать отопление населения газовщики будут не только весной.