"Китайцы никогда не скрывали, что от нас им надо только наши мозги и земли"
Владимир Путин намерен договориться о создании совместного российско-китайского самолета. Ожидается, что документ будет подписан в ходе визита российского президента в Шанхай, где он встретится с главой Китая Си Цзиньпином. По замыслу, проект самолета должен составить конкуренцию европейским Airbus и американским Boeing. Договариваться о совместных проектах с китайцами нужно осторожно.
Мне ничего так не жалко из "славного советского прошлого" — ни более сладкого пломбира, ни более зеленой травы — ничего не жалко так, как изумительного гражданского авиапрома. Все, на чем летало полмира десятки лет, а местами летают и поныне, было придумано в пассионарные 60-е — уникальную эпоху взлета инженерной мысли. Когда генеральные конструкторы были гениями. Когда за год создавали абсолютно новую машину, включая опытный образец. Когда каждый самолет был и легендой, и брендом. Вообще, стремление в небо нам давалось куда лучше, чем, скажем, улучшение чего-либо на земле.
Так вот, мне безумно жалко этих изящных и сильных машин, которые были красивее нынешних американо-европейских дутиков. Жалко рабочую лошадь Ту-154, и "бизнес-джет" Як-40, и всю линейку супернадежных "Илов": от неубиваемого турбовинтового Ил-18 до трансконтинентального Ил-62 и "летающей турбазы", впрочем, тоже безотказной, Ил-86. Все летали по-разному, и полет был приключением. Советский авиапром не был уничтожен врагами, как нам шепчут, а умер своей смертью, потому что Союз стал клепать одни танки, а с ними далеко не улетишь. И апофеоз — упавшие на и так полуживого Брежнева строительные леса на ташкентском авиазаводе. После всего этого выкинуть уже постсоветскую Россию с мирового рынка было делом техники — добротной техники "Боинга" и "Эрбаса".
Это, конечно, голые эмоции, но затея создать новую машину совместно с Китаем меня вдохновляет: да, это реваншизм, и реваншизм правильный. К сожалению или к счастью, кооперация с китайцами — единственно возможная. Ведь в дальнемагистральнике — от одного до шести миллионов деталей! Их можно спроектировать, но нельзя физически наделать в пределах одной России. Китай, научившийся копировать и штамповать все — от ушных палочек до ракет, — это потянет.
Однако, ввязываясь в такое дело, нашим чиновникам следует на время отказаться от всех видов щенячьего восторга в Twitter и настроиться на серьезный лад. Китай — не подарок. Да, Пекин не будет вводить санкции, прекращать поставки, коли за них платят, и вообще заниматься благоглупостями, — ну разве что если мы решим вернуть еще и Порт-Артур. Но что может Китай: замкнуть всю производственную цепочку на себя, отказываясь размещать у нас даже малость. Перетащить к себе КБ со всеми специалистами. Явочным порядком и тихой сапой замещать все, что идет из России, кроме мозгов и технологий. Начать выпускать нелицензированные запчасти. Не стоит удивляться, если вдруг где-то в соседней провинции КНР появится очень похожий самолет, но полностью китайский, и Москве ничего не останется, как покупать свои же машины с надписью Made in China. Никакой политики, просто бизнес с китайской спецификой.
Они никогда не скрывали, что от нас им надо только наши мозги и земли (пока в аренду), в обмен на ширпотреб и рабочую силу. И сколько ни сливайся с Пекином в стратегическом экстазе, сколько ни дружи против кого-то третьего, восточный сосед всегда будет хитрой обезьяной из сказки, которая с холма наблюдает за схваткой тигров, а когда они перегрызутся, спустится к реке посмотреть, как труп самого злого из них проплывет мимо. К такому проекту надо готовиться — и морально, и ментально. Почитать книжек. Посоветоваться с бизнес-сообществом. Спросить у востоковедов. Самолет вместе строить — это ведь даже не газ качать.
Источник - "Коммерсантъ FM"