Они росли вместе с рынком
Последний генеральный директор авиакомпании “Татарстан” — простите, “крайний” — получил западное образование в области бизнес-администрирования, в авиации ни дня не работал, зато, говорят, как бог делал презентации в Power Point. Несмотря на это, за год совокупный долг перевозчика вырос почти вдвое. Кредиты компания возвращать не спешила и вообще никому старалась не платить. Покуда везде такое именуется свинством, у эффективных менеджеров это “управление дебиторкой”. Пилоты тоже получали гроши — а это, чтоб вы понимали, не кадровый развал, а “оптимизация ФОТов”. А теперь внимание: молодому человеку... 34 года.
Я нарочно не называю фамилию (кто хочет, посмотрит в интернете), ибо конкретный юноша в трегедии, конечно же, не виноват. Виновата тенденция. Возможно, я устарел, но в моем занафталиненном понимании глава авиакомпании — это степенный господин в годах, немного брутален и обветрен, так как работал в наземной службе, молодцеват, ибо сам годы сидел за штурвалом, неплохой психолог, ведь служил и в продажах, в меру зануден, так как прошел через юротдел, и каждый самолет знает, как свою жену. Ну, хорошо, я утрирую, но образ первого босса в таком бизнесе уж точно не монтируется с розовощеким выпускником МВА.
Во многих странах даже на стартапера, которому положено быть молодым, инвестор смотрит косо, если в послужном списке нет ни одного провала. Мол, если в твой тридцатник у тебя одни успехи — это подозрительно. А если запорол хоть один проект — ты закален, ты держишь удар, ты знаешь, как жить, если все пошло прахом.
У нас же пришедший повсюду к власти молодняк живет по принципу из крылатой фразы героя Вячеслава Невинного в “Гостье из будущего”: “Такой маленький, а уже "Жигули"!”. Наша топ-молодежь, вскормленная в условиях дрожжевого роста нулевых, быстро польстилась на кабинеты, бизнес-джеты, водителей, S-класс, тисненные визитки и длинноногих секретарш. Они верят, что “штормит” — это когда троллят в соцсетях или, в худшем случае, падают акции на бирже. Все остальное было давно и неправда. Так вышло, что они росли вместе с рынком. Подобно цыплятам из повести Пелевина про Затворника и Шестипалого, которые думали, что птицефабрика — это и есть мир, герои нашего времени уверены, что все это и есть большой бизнес. Управлять в условиях да что там кризиса — стагнации их в лондонах не обучали.
Горькая ирония в том, что за молодыми-динамичными, как правило, стоят взрослые богатые дяди, которые используют первых в качестве фронтменов, а сами по вышеуказанным причинам светиться не хотят. И правильно делают: ведь если завтра случится факап (переведем это как “коллапс”), под убой пойдет молодой, у него ведь все впереди. И ладно, когда падает капитализация, а когда — самолет? Это, не сочтите за патетику, угроза для нацбезопасности.
Я категорически “за”, чтобы молодым была везде у нас дорога, чтобы они рулили компаниями новой экономики, скажем, в сфере IT или телекома. Но вот достаточно ли они пожили, чтобы управлять крупным металлургическим холдингом или пассажирским авиаперевозчиком, или окологосударственным банком, или большим телеканалом? Не дураки же придумали, что президент РФ не может быть моложе 35? Может, нашим депутатам, в виде отдыха от борьбы с геями, как раз тут-то и подумать о разумных ограничениях в виде здорового возврастного ценза?
Источник kommersant.ru