«Транснефть» в законе
Фермерское хозяйство в Нижегородской области три года пытается взыскать у корпорации более миллиарда рублей, выиграв иск на эту сумму во всех судебных инстанциях
Уже почти три года арестованы счета у одного из структурных подразделений «Транснефти» - компании «Средне-Волжский Транснефтепродукт». В 2007 году предприятие допустило утечку 300 тонн топлива из трубы в районе нижегородского рыбхоза «Борок», что привело к фактическому закрытию предприятия. Фермерское хозяйство наняло умелого адвоката и выиграло иск у предприятия, входящего крупнейшую российскую корпорацию «Транснефть», 1,2 миллиарда рублей. Решение суда первой инстанции прошло одобрение во всех судебных инстанциях.
Казалось бы, в случае неуплаты иска судебные приставы должны были прийти и опечатать офис этого казанского подразделения «Транснефти». Деньги у организации есть, сумма основных фондов составляет 8 млрд рублей, которые входят в уставный капитал головной структуры. Если бы дело происходило на Западе, все было бы решено предельно быстро. Но в данном случае с одной стороны «моська» – фермерское хозяйство, с другой – слон, крупнейшая российская монополия. Три года воз, как говорится в другой известной басне, и ныне там.
Судя по всему, «Транснефть» проиграла такой крупный иск маленькому хозяйству из-за своего, так сказать, «пижонства». Даже поверхностное изучение судебного дела показывает, что сумма компенсации упущенной выгоды для пострадавшего хозяйства за три года непропорционально большая - 255 109 664 рублей, почти три миллиона долларов в год. То есть даже при 30 процентной рентабельности хозяйству нужно было выращивать и продавать рыбы на 8 млн долларов, что нонсенс для нижегородской области. Юристы нефтяного монстра наверняка не захотели копаться в бухгалтерии маленького ООО «Борок», в результате чего и проиграли исковые требования. Глядя на материалы судебного дела, не сложно заметить, что разного рода справок и экспертиз от маленького предприятия поступило гораздо больше, чем со стороны адвокатов «Транснефти». «Проспали» и другие подразделения корпорации.
Нижегородский адвокат Марк Барах-Чайка активно раздавал интервью, проводил пресс-конференции, в результате чего начисто выиграл информационную борьбу у пресс-службы корпорации - в СМИ публиковались только материалы, оценивающие ситуацию с точки зрения пострадавшей стороны. В интернете нельзя найти ни одной (!) публикации, так или иначе отражающих позицию транспортного монополиста. В московских офисах пресс-службы «Транснефти» и «Транснефтепродукта» десятки высокообразованных и высокооплачиваемых специалистов по связям с общественностью. Но, судя по всему, никто из них не поехал своевременно в командировку в Нижегородскую область, чтобы добраться до пострадавших от аварии прудов, поговорить с работниками и предприятия, провести журналистское расследование, наконец. Служба безопасности корпорации также отписалась аналитическими справками.
В результате один (!) провинциальный адвокат обыграл всю огромную армию специалистов огромной корпорации.
Даже получив такой колоссальный иск в первой инстанции, руководители компании-монстра, видимо, были уверены, что суд второй инстанции не посмеет идти против такого гиганта. В результате - сокрушительный проигрыш даже в третьей.
Платить миллиард рублей за одну только аварию? Но подобных аварий на предприятиях «Транснефти» происходит ежегодно чуть ли не десятки. Как только другие пострадавшие от деятельности этого монстра узнают, что их собратья по несчастью получили от него миллиард рублей, можно не сомневаться, что корпорацию тут же завалят исками. Да и честь мундира на кону! Ставший во главе «Транснефти» Николай Токарев наверняка не спешил докладывать о происшедшем Игорю Сечину. Президент крупной корпорации сам должен решать свои проблемы. А как можно было решать такую ситуацию в принципе?
Крупнейшая корпорация во главе с ее руководителем Николаем Токаревым не находят ничего лучшего, как принять позицию страуса – опустить голову в песок и делать вид, что ничего не происходит. Как пишет адвокат Барах-Чайка в своем обращении на имя руководства «Транснефти», компания все финансовые проводки переключила на Москву. Из столицы казанскому предприятию посылают зарплату. Все контрагенты «Транснефти», расположенные в Поволжье, вынуждены, в свою очередь, посылать деньги в головной офис компании. Со всеми вытекающими – пересылкой в столицу и обратно отчетных документов. И таких трансакций – десятки тысяч. Бухгалтерии сотен предприятий вынуждены тратить на это лишнее время и силы.
А что же судебные приставы? Приставы обязаны выполнять предписание решения суда сразу после его вступления в силу. Тем более, приставы провинциальные, которые ходят по офисам и нередко парализуют работу предприятий при сумме неустоек в каких-то сто-двести тысяч рублей. А в данном случае на кону – миллиард! Можно себе представить, чтобы приставы не смогли исполнить свои служебные обязанности в течение 3 (трех) лет! При этом ответчик никуда не прячется, здание его офиса – в центре Казани.
Только проценты из-за неуплаты иска за один день, как отмечает в своем письме к руководству «Транснефти» Барах-Чайка, составляют более 200 тысяч рублей, т.е. 8 тысяч долларов в день. Получается, более 10 миллионов долларов «Транснефть» уже потеряла на одних только штрафах. У ответчика много техники, недвижимости в Поволжье - и все это три года работает и функционирует!
Надо отдать должное мужеству адвокату Бараху-Чайке. Он в одиночку осмелился идти против целой нефте-транспортной империи. Наверняка это дается не просто, поскольку в начале октября этого года он находился в нижегородской больнице с диагнозом инфаркт. Между тем адвокат пишет от имени маленького предприятия, которое отсудило у нефтяного монстра более миллиарда рублей, президенту страны, когда президент меняется, новому президенту, премьер-министру, в прокуратуру, в службу судебных приставов, руководителю «Транснефти» Николаю Токареву. И – ноль. В лучшем случае получает только отписки.
Вот так сегодня работает в Российской Федерации закон. Казалось бы, отнюдь не рядовое событие. Как по сумме, так и по основному участнику конфликта – корпорации «Транснефть». Все это время президент страны говорит о верховенстве закона, президент «Транснефти» - о заботе об экологии. Редчайший случай - суд встал на сторону маленького хозяйствующего субъекта. Сдерживающих механизмов исполнения закона нет – пройдены все судебные инстанции. И все эти три года на закон, извините за сниженную лексику, плюет не какая-то фирма-однодневка. А одна из главных российских корпорации, которая, казалось бы, должна быть образцом поведения на рынке. И все молчат. Ни одно СМИ, ни один государственный орган не встал на защиту исполнения закона.
Вот такая история.
Открытое письмо
Председателю Совета директоров ОАО «АК «Транснефть», Маттиасу Варнигу,
Председателю правления, президенту ОАО «АК «Транснефть», Токареву Николаю Петровичу
Господа Токарев Николай Петрович и Маттиас Варниг! Вынужден к Вам обратиться через открытую сеть, т.к. адресованные вам письма до вас не доходят. Надеюсь, что это сообщение, или, по крайней мере, его смысл дойдет до вас.
Я, Барах-Чайка Марк Давидович, являюсь председателем Нижегородской коллегии адвокатов «Чайка и Коллеги» (гор. Нижний Новгород). В силу своей профессии я, с 2007 года, представляю интересы ООО «Рыбхоз «Борок» (Кстовский р-н, Нижегородская обл.). В 2007 году на продуктопроводе, принадлежащем ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» (дочернее общество ОАО «АК «Транснефть»), произошла авария, в результате которой в окружающую среду вылилось более 300 тонн дизельного топлива, которое затопило пруды ООО «Рыбхоз «Борок», уничтожив при этом все поголовье рыбы, в том числе и стадо производителей. При этом из эксплуатации был выведен, в результате загрязнения, нагульный пруд рыбхоза площадью 245 га и емкостью более 5 млн кубометров воды.
По данному факту была создана областная чрезвычайная комиссия во главе с вице-губернатором, Клочаем В.В., которой было принято решение, обязывающее ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» устранить последствия аварии, которое виновником не исполнилось. В результате было возбуждено уголовное дело, Кстовским городским судом Нижегородской области был осужден бывший главный инженер ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт».
Арбитражным судом Нижегородской области, по иску ООО «Рыбхоз «Борок», в 2010 г., в пользу рыбхоза с ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» было взыскано 931 643 518 рублей, необходимых для восстановления пруда и 255 109 664 рублей – понесенные рыбхозом убытки в виде упущенной выгоды за период с 2007 года по 2010 год.
Данное решение, с небольшими изменениями, прошло проверку всеми судебными инстанциями России, в том числе и Высшим арбитражным судом РФ. Дальнейшему пересмотру, по российским законам, данное решение не подлежит, и, безусловно, должно быть исполнено. Вследствие неисполнения данного судебного решения, на сегодняшний день, по решению Арбитражного суда Республики Татарстан, дополнительно взыскано с ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт», в соответствии со ст. 395 ГК РФ, 55 096 134 рубля и 8% годовых до полного погашения задолженности. Таким образом, дополнительные убытки ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт», в связи с неисполнением решения суда, ежедневно увеличиваются на 200 тыс. рублей. Кроме того, решением Арбитражного суда Нижегородской области, с ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» дополнительно взыскана упущенная выгода за 2011 год в сумме 14 505 505 рублей. Однако указанные решения судов, в результате деятельности генерального директора ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт», Купкенова Р.Э., не исполняются, что образует состав уголовного преступления, предусмотренного ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта». Кроме того, ежедневно ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» причиняется имущественный ущерб на сумму свыше 200 тыс. рублей, что образует состав преступления, предусмотренный ст.160 УК РФ «Присвоение или растрата».
Эту преступную деятельность господин Купкенов Р.Э. ведет не без вашей помощи. Так, в частности, заключив с ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» договора поручения, ОАО «АК «Транснефть» замкнула на себя все финансовые потоки ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт». В интересах ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» ОАО «АК «Транснефть» заключила сделки на оказание ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» услуг по перекачке (транспортировке) нефтепродуктов, при этом ОАО «АК «Транснефть» получает на свой расчетный счет деньги за оказание ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» данной услуги, и этими же деньгами расплачивается по обязательствам ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» за оказанные ему услуги, таким образом нарушая установленную ст.855 ГК РФ очередность расчетов с кредиторами (списания денежных средств с расчетного счета).
При этом у меня возникают следующие вопросы. В консолидированном отчете ОАО «АК «Транснефть» за 9-ть месяцев 2011г., опубликованным на официальном сайте ОАО «АК «Транснефть», было начислено обязательство перед ООО «Рыбхоз «Борок» в сумме 992 млн. рублей для погашения задолженности. Обязательство представлено в составе прочей кредиторской задолженности. Однако в консолидированном отчете за 2012 год данная задолженность, хотя и не была погашена, исчезла. По балансу ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» за 6-ть месяцев 2012 года не ясно, куда растворились деньги в сумме около 500 млн рублей.
Таким образом, ваша компания, ОАО «АК «Транснефть», и вы лично являетесь пособниками Купкенова Р.Э. в его преступной деятельности по злостному уклонению от исполнения судебных решений.
Кроме указанных выше преступлений, деятельность Купкенова Р.Э. ставит под угрозу не только экономическое благополучие ОАО «АК «Транснефть», и само существование ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» (его представители неоднократно отмечали в судебном заседании о наличии признаков банкротства предприятия в связи с долгом перед ООО «Рыбхоз «Борок»), т.к. при его банкротстве сумма основных фондов составит 8 млрд рублей, которые вошли в уставный капитал ОАО «АК «Транснефть», что, безусловно, скажется на котировках акций ОАО «АК «Транснефть» как внутри страны, так и на международном рынке, но и ставит под угрозу стратегические интересы Российской Федерации.
По данному вопросу руководство ООО «Рыбхоз «Борок» неоднократно обращалось к каждому из вас, однако не удостоилось даже ответа. Руководство рыбхоза также обращалось к Министру юстиции РФ, Главному судебному приставу РФ, Президенту РФ Дмитрию Медведеву, Президенту РФ Владимиру Путину. Однако положительного решения вопроса, несмотря на контроль со стороны Администрации Президента РФ, до сих пор нет. Создается впечатление, что законы РФ и ее Конституция обязательны не для всех. И к этой категории исключительно относитесь вы и генеральный директор ОАО «Средне-Волжский Транснефтепродукт», Купкенов Р.Э.
Я не случайно, в начале письма, при обращении к вам, упустил слово «уважаемые», которое обычно применяется при обращении к руководителям, так как не уверен, что подобное поведение и пренебрежение к закону может вызвать у кого-нибудь уважение. Я очень надеюсь, что предыдущие письма действительно не дошли до вас лично, и вы ничего не знаете о данной ситуации. Я бы очень хотел, чтобы вы разобрались в ней, дали надлежащую оценку, и, тем самым, вызвали уважение не только у меня, но и у всех окружающих вас людей.
Подтверждение фактов, изложенных в этом письме, вы можете найти на сайтах Высшего арбитражного суда РФ и ООО «Рыбхоз «Борок».
Пока без уважения,
Председатель Нижегородской коллегии адвокатов «Чайка и Коллеги», Лауреат двух медалей за защиту прав и свобод граждан России, адвокат Марк Барах-Чайка