Закадровый отбор
Дума начала рассмотрение судебной реформы
Комитет по конституционному законодательству Госдумы отвел месяц на подготовку отзывов, предложений и замечаний к судебной реформе, которая упраздняет Высший арбитражный суд (ВАС) и передает его функции Верховному суду (ВС). Накануне внесения законопроекта Владимир Путин произвел ротацию в президентской комиссии по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей. Готовить решения по назначению судей поручено экс-прокурору Подмосковья Александру Аникину, заместителю начальника департамента кремлевского управления кадров.
Вчера комитет Госдумы по конституционному законодательству экстренно рассмотрел внесенные накануне президентом поправки к Конституции, предложив провести первое чтение проекта в ноябре. К 10 ноября Госдума намерена получить мнения комитетов и фракций, правительства, Конституционного суда, ВАС и ВС, Общественной палаты, губернаторов и региональных парламентов. Напомним, предыдущие поправки к Конституции, увеличившие срок полномочий президента и Госдумы, а также наделившие ее контрольными полномочиями в отношении правительства, депутаты приняли в ноябре 2008 года еще стремительнее: уже через десять дней после их внесения Дмитрием Медведевым.
Накануне внесения поправок к Конституции Владимир Путин заменил и секретаря президентской комиссии по предварительному рассмотрению кандидатов в судьи, назначив на этот пост бывшего прокурора Подмосковья Александра Аникина.
Александр Аникин в 2000 году был прокурором Тверской области. Запомнился возбуждением громких уголовных дел в отношении губернатора Владимира Платова, его заместителей и мэра Твери. В 2005-2007 годах — прокурор Приморского края. Возбуждал дела в отношении экс-мэров Владивостока Владимира Николаева и Юрия Копылова, двух вице-губернаторов. С 2007 года — начальник управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. С апреля 2011 года до июля 2013 — прокурор Московской области. Тема его кандидатской диссертации "Взяточничество как коррупционное преступление и меры противодействия ему".
Господин Аникин с начала сентября уже курирует кадровую политику в судебной системе на посту заместителя начальника департамента кадрового управления президентской администрации (АП). Должность секретаря в президентской комиссии является наиболее важной: именно она рекомендует президенту кандидатуры судей и руководителей высших судов. Постоянного руководителя у комиссии нет. Заседания примерно раз в месяц проводит председательствующий, избираемый на заседании по предложению секретаря комиссии. Члены комиссии также имеют право на особое мнение. По данным сайта АП, в 2013 году глава ВС Вячеслав Лебедев вел лишь одно заседание комиссии (в апреле), а затем четыре заседания подряд — глава ВАС Антон Иванов. Последнее из них состоялось 26 сентября, на нем были рассмотрены 508 кандидатур судей для судов общей юрисдикции и 30 — для арбитражных судов.
В целом состав комиссии (в нее входит 21 член) также претерпел радикальные изменения. При Дмитрии Медведеве кроме чиновников АП и руководителей ВАС и ВС в нее входили представители президентских советов по правам человека и вопросам совершенствования правосудия, а также Общественной палаты. Сейчас ни один из этих органов в ней не представлен, а совет по совершенствованию правосудия и вовсе упразднен. Исчез из состава комиссии и представитель аппарата правительства, но появился представитель Торгово-промышленной палаты РФ. Чиновников АП в ней осталось четверо, в нее также входят представители парламента, МГУ и РАН, Генпрокуратуры, МВД, ФСБ, ФНС, Росфинмониторинга, Счетной палаты, главный судебный пристав. Членами комиссии являются руководители Совета судей и ВККС (оба — подчиненные председателя ВС), а также глава судебного департамента при ВС. Таким образом, ВС и АП имеют по 4 голоса в комиссии, а остальные структуры, включая ВАС,— по одному.
Эксперты отмечают, что назначение прокурора куратором отбора судей может привести к усилению обвинительного уклона в ВС. Экс-глава президентского совета по правам человека Элла Памфилова (исключена из комиссии в августе 2011 года) рассказала, что документы по кандидатам готовились "неформально", но ощущался явный дефицит альтернативной информации о кандидатах со стороны представителей гражданского общества и независимых экспертов. "Приходилось преимущественно полагаться на оценку правоохранительных органов, но, в условиях когда они серьезно поражены коррупцией и связаны — особенно на местном уровне — круговой полукриминальной порукой, вероятность прихода честного независимого судьи снижалась",— отметила она. По ее мнению, "существующую систему отбора судей необходимо коренным образом реформировать, иначе объединение высших судов при нынешней системе ослабит конкуренцию и уменьшит возможность прорваться на эти посты независимым судьям".